У имама Бухари в Сахихе передается хадис от нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба .
Он слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Не превозносите меня в восхвалении подобно тому, как христиане восхваляют сына Марьям, я только раб. Называйте меня «Раб Аллаха и Его Посланник» /1/.
Смысл этого хадиса прост и очевиден - мы должны избегать восхваления Посланника Аллаха в том виде, в каком восхваляли христиане нашего саййида Ису, алейхи ссалям. А все, что не входит в это – этот хадис автоматически подразумевает как дозволенное.
Теперь нам нужно разобраться с тем, как христиане проявляют чрезмерность в своем почтении к саййиду Исе, алейхи ссаллям. Они настолько превознесли его, что посчитали его либо богом, либо «сыном бога», либо сотоварищем бога. И, следовательно, абсолютный харам и куфр поднимать Посланника Аллаха на такой уровень, то есть считать его богом, сыном бога или разделяющим божественность Аллаха.
Всевышний Аллах один и не подобен ничему в Своей Сущности и атрибутах, как говорит имам ат-Тахави рахимахуллах: «Мы говорим о единстве Аллаха (таухид), веря с Его помощью, что: Он Един, и нет у Него сотоварищей /2/.
Признанный комментатор Сахиха аль-Бухари, Имам Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, пишет в разъяснении этого хадиса, цитируя Ибн аль-Джавзи, рахимахуллах: «Причиной этого запрета (м: чрезмерствования в восхвалении Пророка) было то, что упоминается в хадисе Му'аза, когда тот (саййидина Му'аз ) спрашивал Посланника Аллаха разрешения совершить ему сажда. Пророк запретил ему это. И из-за этого (того, что тому пришла в голову эта мысль – прим. пер.) Посланник Аллаха боялся, что кто-то другой захочет превознести его еще выше, поэтому он немедленно запретил подобное возвышение и отвел этому особую важность. Ибн ат-Тин сказал: Значение «не переходите границы в восхвалении меня» - не восхваляйте меня так, как восхваляют христиане [Ису, алейхи саллям - прим пер]. [Они дошли до того,] что некоторые рассматривали его (саййида Ису) как сотоварища Богу. Другие заявили, что он сам был Богом, а третьи сказали, что он был Его сыном» /3/.
Приведенный выше отрывок из величайшего шарха на Сахих Бухари достаточно четко указывает, что есть запрет на придание Посланнику Аллаха статуса и уровня Аллаха в любой форме и любым образом. Он не Бог, не сотоварищ Богу и не Его сын. Он слуга Аллаха и его возлюбленный Посланник .
Этот хадис никаким образом не запрещает сильно и много восхвалять самого любимого Аллахом из созданных. Наше присутствие здесь – благодаря Посланнику Аллаха .
Он наш саййид, хабиб, заступник и лидер. Мы любим его очень сильно, больше чем кого-либо и что-либо из этого мира.
Поэтому мы должны призывать на него благословления и восхвалять его насколько нам под силу. Если мы не будем восхвалять Посланника Аллаха и почитать его, то кого тогда нам восхвалять?
И если не считать Посланника Аллаха равным Всевышнему Аллаху и не придавать ему божественность, то нет абсолютно ничего неправильного в чрезмерной любви к нему и его восхвалении, как сказал автор Касыды Бурды Имам аль-Бусайри, рахимахуллах: «Оставьте то, что христиане говорили о своем Пророке, а затем говорите все, что пожелаете для восхваления его ».
А Аллах знает об этом лучше.
/1/. Сахих аль Бухари, номер 3261.
/2/. Аль-Акыда ат-Тахавийя, стр. 5.
/3/ .Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Фатхуль Бари, 12/183-184.