Когда-то имя дьявола было Азазиль. После того, как он ослушался Всевышнего, проявив гордость, отказавшись поклониться Адаму (алейхиссалям), его стали называть иблис, шайтан (дьявол, сатана).
Все действия и цели шайтана направлены на то, чтобы лишить человека веры, стать причиной совершения им греха. Шайтан – самое большое препятствие на пути духовного развития человека в исполнении его обязанностей перед Всевышним.
В священном Коране шайтан охарактеризован как явный враг человека. Во многих аятах Всевышний призывает верующих сторониться шайтана и поклоняться Аллаху.
У шайтана нет собственной силы, которой он мог бы заставить человека совершать грехи против воли.
Однако его наущения, внушение страхов, сомнений, дурных мыслей могут замутнить человека настолько, что он будет неспособен пройти мимо сточной ямы грехов. Шайтан берет человека обманом. И человек – самое разумное из всех творений – собственными руками начинает вредить себе. Уязвленное грехами, его сердце со временем тускнеет, покрывается черными пятнами, и все это приводит его к духовной гибели.
Для того, чтобы сбить человека с истинного пути, шайтан прибегает ко многим уловкам. Он расставляет сети для человека, где только возможно. Если даже поверхностно проследить, как воздействует шайтан на человека, то складывается следующая картина.
Шайтан играет человеком, используя прежде всего его слабости. Самое простое для Шайтана – это побуждать человека к греху, усиливая в нем вожделение и вызывая гнев.
Внезапный приступ зависти, как яд, воздействует на человеческое сердце. Под влиянием зависти человек способен совершить самые тяжкие преступления.
Алчность ослепляет и оглушает человека. Опьяненный тщеславием, он теряет проницательность и возможность воспринимать свет истины.
Жадность. Различными хитростями и подлостями Шайтан заставляет человека любить то, к чему он жаден. Человек даже может начать поклоняться объекту своей привязанности.
Спешка. Спеша, человек утрачивает возможность думать. В этот момент сатана может посеять в нем сомнение.
Скупость и страх перед бедностью. Этот страх заставляет человека зарабатывать и собирать больше, чем ему необходимо для жизни, и это отвлекает его от основного предназначения быть слугой Аллаха.
Одной из дверей проникновения сатаны в сердце является также псевдорелигиозный и сектантский фанатизм. Шайтан заставляет человека относиться с ненавистью к тем, кто не разделяет его понимание веры и традиций, принуждает унижать людей инакомыслящих. Это явление очень опасно. Оно ведет к гибели, как грешников, так и праведников. Выискивать в людях недостатки, чтобы потом презирать их – плохая черта характера. Однако шайтан скрывает эти дурные черты под завесой служения вере, делает их привлекательными и приемлемыми для человека. Человек испытывает радость и веселье, думая, что подобными действиями совершает какие-то действия во имя веры, хотя уже сам стал оружием в руках сатаны.
Предубеждение. Если некто начинает плохо думать о другом человеке, то Шайтан заставляет говорить о его недостатках. Либо не позволяет этого человека уважать и заставляет смотреть на него с презрением.
Воспитание в себе сильной личности – залог успешного противостояния всем козням шайтана, ибо он бессилен сделать что-либо с искренним сердцем.