Познай самого себя, и тогда познаешь Всевышнего
Познай самого себя, и тогда познаешь Всевышнего
9 лет назад 3687 www.islam.ru

Знай, из книг ушедших пророков известно изречение, высказан­ное ими: «О человек, познай себя и познаешь своего Господа».

Из преданий и сказаний известно:

«Кто познал себя, тот уже познал своего Господа»

Эти высказывания служат основанием для уподобления души человека зеркалу: всякий взглянувший в него увидит Всевышнего. Многие же люди заглядывают в себя, но Истину Всемогущего и Великого не познают. Следовательно, по необходимости позна­ние неотделимо от вида такого взгляда, так как он от­ражает мистическое знание.

Оно бывает двух видов. Первый – тот, что сложнее, и многие не в состоянии его понять. Неправильно говорить о том, объясне­ния чего не могут быть поняты простыми людьми. Что касается другого вида, который сможет понять каждый, то он состоит в том, что человек из своей сути познает бытие сути Всевыш­него, из своих качеств познает качества Всевышнего, из духовного властвования в своём государстве, в своём теле и органах познает духовное владычество Всеславного и Всевышнего во всех мирах. Объяснение этому следующее: осознав себя в бытии, он знает, что сколько-то лет до этого пробыл в небытии, никак не проявляясь. Так, как сказал Всевышний (смысл): «Разве уже прошла над человеком та пора, когда он не был вещью поминаемой? Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слыша­щим и видящим» (Коран, 76:1-2).

Ведь то, к чему проделывает путь человек от основы своего со­творения, состоит в его знании о том, что до своего бытия он был всего лишь спермой– каплей зловонной жидкости, в которой отсутствовали разум, слух, зрение, голова, руки, ноги, глаза, сосуды, нервы, кости, плоть, кожа. Но это была белая жид­кость одного качества. После в ней появились все подобные чуде­са: либо он создал себя сам, либо кто-то вызвал его к жизни.

Когда он по необходимости признает, что сейчас обладает сте­пенью совершенства и тем телом, органы которого появились и достигли такого уровня [развития] благодаря творению кого-то и царскому духовному владычеству, тогда он признает духов­ное владычество Истины во всех мирах. Объяснение этому сле­дующее: поскольку он не способен сотворить даже одного волос­ка, зная, что, будучи каплей жидкости, он был ещё более немощным и несовершенным, постольку для него обязательно станет очевидным бытие сути Творца, исходя из возникновения своей сути.

Когда он всмотрится в чудеса своего тела, как снаружи, так и изнутри, некоторые из коих уже описывались, тогда он отчётливо увидит могущество своего Творца и признает, что Он – Могуще­ственный, в совершенстве делает все, что пожелает, и как пожелает, в таком виде и способен создать. Что может быть совершеннее того могущества, при котором из презренной и ни­чтожной капли жидкости создаётся настоящий человек, обладаю­щий совершенством и красотой и полный чудес и диковинных вещей!

Когда он взглянет на чудеса своих качеств и на пользу от сво­их органов, для какой премудрости каждый из которых был соз­дан, как на внешние органы, типа рук, ног, глаз, языка, зубов, так и на внутренние, типа печени, селезёнки, желчного пузыря и т. д., тогда он признает знание Творца, бесконечно совер­шенное и объемлющее всё и вся. Он постигнет, что от такого Господа миров ничего не может быть сокрыто. Если все умные люди соберутся вместе, им дадут долгую жизнь и они начнут думать над тем, как вывести другой вид для какого-нибудь одного из совокупности органов, то лучше, чем есть, они придумать не смогут. Если захотят, например, вычислить иную форму зубов: у передних края режущие, чтобы резать пищу, у других – плоские, чтобы перемалывать её, а язык для них – слов­но совок мельника, подбрасывающего пищу на мельницу. Сила же, присутствующая под языком, подобна месильщику теста и водолею, который подливает воду, когда нужно и сколько нужно, чтобы пища смочилась, прошла в глотку и не застряла в ней. Все умные люди мира не смогут придумать ника­кую другую форму, которая была бы совершеннее и лучше этой.

То же самое относится и к пятипалой руке – четы­ре пальца в ряд и большой, короче других, – в стороне настолько, насколько он может взаимодействовать с каждым из них и вращаться над всеми. Для каждого из них созданы три внешние фаланги, а для него – две внешние фаланги, таким об­разом, что если нужно, можно хватать, если нужно – сделать ло­патку, если потребуется – сжать в кулак и [тем самым] вооружить­ся, если нужно – раскрыть широко и сотворить поднос, шумовку и употребить для многого другого. При желании всех умных людей мира выдумать иное распо­ложение пальцев – все в один ряд, три с одной стороны, два – с другой, вместо пяти шесть или четыре, вместо трёх фаланг две или четыре – все это будет иметь недостатки, что бы они ни вы­думывали и ни говорили. Самое совершенное – то, что создано Всевышним.

Таким образом, станет очевидным, что знание Творца охваты­вает человека, а Он сведущ во всем. В любой части из час­тей человека заложены подобные премудрости. И чем больше че­ловек о них узнаёт, тем больше поражается величию знания Все­вышнего. Когда человек всмотрится в свои нужды, сначала по части своих органов, затем по части пищи, одежды и крова, в свои потребности в еде в дождь, ветер и туман, в зной и стужу, в ремесла, целесообраз­ные для её добычи, в потребности оных в орудиях из железа, дере­ва, меди, бронзы и т. д., в потребность управления данными ору­диями, в знание того, как их создать, тогда он увидит это все сотворённым и созданным самым совершенным и наилучшим образом.

Все подобное многообразие было бы невозможно, если бы оно не было сотворено: такое не пришло бы никому в голову, а не пожелав и не познав, нельзя потребовать. Он увидит всё созданным милостью и благосклонностью, бла­годаря чему человеку станет понятным иное качество, с которым связана жизнь всехавлийа' и которое представляет собой милость, благоволение и благосклонность сотворённому. Так, как было сказано:

«Моя милость, опережённая опережает мой же гнев».

Так, как сказал Пророк, мир да пребудет над ним: «Милосер­дие Всевышнего к рабам своим больше милосердия матери к груд­ному младенцу».

Стало быть, он увидел в появлении своей сути бытие сути Все­вышнего, а во множестве деталей своих органов и конечностей совершенство Его могущества, а в чудесах премудростей и в поль­зе своих конечностей – совершенство знания Всевышнего, а в совокупности того, что было создано вместе с ним и требуется по необходимости, или в силу потребности, или для улучшения и украшения, – Его милость и благоволение.

Следовательно, благодаря такому способу (видения) мистиче­ское познание души стало зеркалом и ключом к мистическому познанию Всевышнего.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

0 комментариев