Знай, из книг ушедших пророков известно изречение, высказанное ими: «О человек, познай себя и познаешь своего Господа».
Из преданий и сказаний известно:
«Кто познал себя, тот уже познал своего Господа»
Эти высказывания служат основанием для уподобления души человека зеркалу: всякий взглянувший в него увидит Всевышнего. Многие же люди заглядывают в себя, но Истину Всемогущего и Великого не познают. Следовательно, по необходимости познание неотделимо от вида такого взгляда, так как он отражает мистическое знание.
Оно бывает двух видов. Первый – тот, что сложнее, и многие не в состоянии его понять. Неправильно говорить о том, объяснения чего не могут быть поняты простыми людьми. Что касается другого вида, который сможет понять каждый, то он состоит в том, что человек из своей сути познает бытие сути Всевышнего, из своих качеств познает качества Всевышнего, из духовного властвования в своём государстве, в своём теле и органах познает духовное владычество Всеславного и Всевышнего во всех мирах. Объяснение этому следующее: осознав себя в бытии, он знает, что сколько-то лет до этого пробыл в небытии, никак не проявляясь. Так, как сказал Всевышний (смысл): «Разве уже прошла над человеком та пора, когда он не был вещью поминаемой? Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим и видящим» (Коран, 76:1-2).
Ведь то, к чему проделывает путь человек от основы своего сотворения, состоит в его знании о том, что до своего бытия он был всего лишь спермой– каплей зловонной жидкости, в которой отсутствовали разум, слух, зрение, голова, руки, ноги, глаза, сосуды, нервы, кости, плоть, кожа. Но это была белая жидкость одного качества. После в ней появились все подобные чудеса: либо он создал себя сам, либо кто-то вызвал его к жизни.
Когда он по необходимости признает, что сейчас обладает степенью совершенства и тем телом, органы которого появились и достигли такого уровня [развития] благодаря творению кого-то и царскому духовному владычеству, тогда он признает духовное владычество Истины во всех мирах. Объяснение этому следующее: поскольку он не способен сотворить даже одного волоска, зная, что, будучи каплей жидкости, он был ещё более немощным и несовершенным, постольку для него обязательно станет очевидным бытие сути Творца, исходя из возникновения своей сути.
Когда он всмотрится в чудеса своего тела, как снаружи, так и изнутри, некоторые из коих уже описывались, тогда он отчётливо увидит могущество своего Творца и признает, что Он – Могущественный, в совершенстве делает все, что пожелает, и как пожелает, в таком виде и способен создать. Что может быть совершеннее того могущества, при котором из презренной и ничтожной капли жидкости создаётся настоящий человек, обладающий совершенством и красотой и полный чудес и диковинных вещей!
Когда он взглянет на чудеса своих качеств и на пользу от своих органов, для какой премудрости каждый из которых был создан, как на внешние органы, типа рук, ног, глаз, языка, зубов, так и на внутренние, типа печени, селезёнки, желчного пузыря и т. д., тогда он признает знание Творца, бесконечно совершенное и объемлющее всё и вся. Он постигнет, что от такого Господа миров ничего не может быть сокрыто. Если все умные люди соберутся вместе, им дадут долгую жизнь и они начнут думать над тем, как вывести другой вид для какого-нибудь одного из совокупности органов, то лучше, чем есть, они придумать не смогут. Если захотят, например, вычислить иную форму зубов: у передних края режущие, чтобы резать пищу, у других – плоские, чтобы перемалывать её, а язык для них – словно совок мельника, подбрасывающего пищу на мельницу. Сила же, присутствующая под языком, подобна месильщику теста и водолею, который подливает воду, когда нужно и сколько нужно, чтобы пища смочилась, прошла в глотку и не застряла в ней. Все умные люди мира не смогут придумать никакую другую форму, которая была бы совершеннее и лучше этой.
То же самое относится и к пятипалой руке – четыре пальца в ряд и большой, короче других, – в стороне настолько, насколько он может взаимодействовать с каждым из них и вращаться над всеми. Для каждого из них созданы три внешние фаланги, а для него – две внешние фаланги, таким образом, что если нужно, можно хватать, если нужно – сделать лопатку, если потребуется – сжать в кулак и [тем самым] вооружиться, если нужно – раскрыть широко и сотворить поднос, шумовку и употребить для многого другого. При желании всех умных людей мира выдумать иное расположение пальцев – все в один ряд, три с одной стороны, два – с другой, вместо пяти шесть или четыре, вместо трёх фаланг две или четыре – все это будет иметь недостатки, что бы они ни выдумывали и ни говорили. Самое совершенное – то, что создано Всевышним.
Таким образом, станет очевидным, что знание Творца охватывает человека, а Он сведущ во всем. В любой части из частей человека заложены подобные премудрости. И чем больше человек о них узнаёт, тем больше поражается величию знания Всевышнего. Когда человек всмотрится в свои нужды, сначала по части своих органов, затем по части пищи, одежды и крова, в свои потребности в еде в дождь, ветер и туман, в зной и стужу, в ремесла, целесообразные для её добычи, в потребности оных в орудиях из железа, дерева, меди, бронзы и т. д., в потребность управления данными орудиями, в знание того, как их создать, тогда он увидит это все сотворённым и созданным самым совершенным и наилучшим образом.
Все подобное многообразие было бы невозможно, если бы оно не было сотворено: такое не пришло бы никому в голову, а не пожелав и не познав, нельзя потребовать. Он увидит всё созданным милостью и благосклонностью, благодаря чему человеку станет понятным иное качество, с которым связана жизнь всехавлийа' и которое представляет собой милость, благоволение и благосклонность сотворённому. Так, как было сказано:
«Моя милость, опережённая опережает мой же гнев».
Так, как сказал Пророк, мир да пребудет над ним: «Милосердие Всевышнего к рабам своим больше милосердия матери к грудному младенцу».
Стало быть, он увидел в появлении своей сути бытие сути Всевышнего, а во множестве деталей своих органов и конечностей совершенство Его могущества, а в чудесах премудростей и в пользе своих конечностей – совершенство знания Всевышнего, а в совокупности того, что было создано вместе с ним и требуется по необходимости, или в силу потребности, или для улучшения и украшения, – Его милость и благоволение.
Следовательно, благодаря такому способу (видения) мистическое познание души стало зеркалом и ключом к мистическому познанию Всевышнего.
По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси
«Эликсир счастья»