Соблюдение и сохранение равных, добрых отношений с людьми, укрепление дружбы и братства считается плодом доброты нравов. Мы находим много аятов Корана и хадисов, восхваляющих благонравие. Об этом говорится и в следующем хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Больше всего людей попадают в Рай за благонравие и богобоязненность» (Достоверный хадис, рассказанный ат-Тирмизи).
Ценность и вознаграждение от любви к брату по вере описать невозможно. В достоверном хадисе говорится: «Всевышний и Великий Аллах говорит в Судный день: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего Величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей» (Муслим).
Под тенью Аллаха подразумевается тень, которую Творец создал для особых категорий людей. Если мы хотим подняться на высокую степень единства мусульман и братства между ними, каждый мусульманин должен соблюдать следующие пункты этики взаимоотношений между мусульманами:
- Все, чего желаешь себе, ты должен желать и другим, и все, что ненавистно тебе, ты не должен допускать и по отношению к другим.
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере то, что желает и себе».
- Ни словом, ни действием нельзя наносить вред мусульманину, нельзя делать ничего, что бы ранило сердце другого.
В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане».
Шариат категорически запрещает направить на мусульманина острые предметы: нож, кинжал, оружие и т. п. с намерением напугать его. В достоверном хадисе говорится: «Если кто направит острие (оружия) на другого человека даже ради шутки, то его, даже если он приходится мне братом, проклинают ангелы до тех пор, пока он не уберет его» (Муслим). Запрещено даже взглянуть на мусульманина обижающим его взглядом.
- Со всеми мусульманами человек обязан быть скромным, простым, не гордым.
В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Тот, в ком находится хоть маленькая частица (мискал) высокомерия, не войдет в Рай».
- Нельзя злословить, клеветать на мусульманина и нельзя слушать злословия и клевету других.
В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Клеветник в Рай не войдет». Халил бин Ахмад говорил: «Тот, кто клевещет перед тобой на других, будет оклеветать и тебя». Поэтому нельзя верить тем, кто распространяют клевету.
- Нельзя держать в сердце обиду на мусульманина более трех дней.
В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманину не дозволяется бросать своего брата по вере более трех дней и при встрече уйти в разные стороны. Лучшим из них является тот, кто поприветствует другого первым».
В другом хадисе говорится: «Прощающему Аллах лишь возвышает его достоинство и степень».
- По возможности человек всегда должен быть готов помочь и хорошему, и плохому человеку.
В хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Основой ума можно считать доброжелательное отношение ко всем и помощь как хорошим, так и плохим людям».
Если вы уверены, что плохие люди превратят твою помощь в зло, то помогать им не следует. Например, если вы знаете, что деньги, данные вами кому-либо, используется для покупки водки, то помогать такому деньгами не следует.
- Нельзя заходить в дома других людей без их разрешения.
В хадисе, переданном Дару-Кутни, говорится: «Просите разрешения (т. е. стучите) три раза: в первый раз – они услышат, второй раз – подготовятся (принять гостья), а третий раз – или разрешат войти или откажут». Если и откажут, вовсе не следует обижаться (могут быть и уважительные причины для этого) и следует уйти.
- С людьми нужно вести себя всегда красиво, добропорядочно, находя общую тему для разговора. С ученым необходимо говорить на его уровне, с невеждой – на его уровне, со слабым – в соответствии с его переживаниями и заботами.
В хадисе говорится: «Мы – пророки, нам велено говорить с людьми в соответствии с уровнем их разума» (Хадис рассказал Ибн Шуджайри и Ибн Умар. См. «Итхаф» т.1. С.558).
- Необходимо уважительно относится к старшим и заботливо и с милосердием относиться к младшим.
В хадисе, рассказанном ат-Табарани и Абу Давудом, говорится: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим, не из нас».
- Ко всем людям необходимо относиться доброжелательно и милосердно.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить» (Байхаки). Но там, где по Шариату нужно сердиться, следует и сердиться.
- Ни с кем не следует договариваться, не имея твердое намерение не нарушать договор.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Договор – это долг» (Ат-Табарани). В другом достоверном хадисе говорится, что нарушение договора является признаком лицемерия.
- К людям необходимо быть более справедливым, чем к себе, нельзя делать другому то, что самому не понравилось бы.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере то, что желает и себе» (Аль-Бухари и Муслим).
- Следует почитать человека достойного, выше по должности, которого чтит народ.
Аллах повелел нам определить каждому место по его достоинствам и заслугам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, уважительно относитесь к нему» (Хаким).
- Необходимо стараться обеспечить мир между людьми по мере своих сил.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хотите я скажу вам, что дороже намаза, поста и раздачи милостыни?» «Да, скажите»,- ответили сподвижники. Тогда он (мир ему и благословение Аллаха) продолжил: «Это примирение людей, а разрыв отношений между ними, разлад сбривает религию» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). То есть внесение раскола и разлада между людьми губит, сбривает религию, как лезвие сбривает волосы на голове.
- Нельзя разглашать и недостатки, и ошибки мусульман.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Погрешности того, кто скрывает недостатки мусульман, Аллах также не разгласит в этом и в потустороннем мирах» (Муслим). Если разглашение недостатков целесообразно для мусульман и Ислама, и человек не преследует намерения тем самым опозорить или навредить мусульманину, то в таком случае говорить о погрешностях разрешается.
- Надо остерегаться того, что может вызвать наговоры и наветы на других.
Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговаривал со своей женой Сафийя, какой-то человек проходил мимо. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приостановил его и сказал: «Это моя жена Сафийя». Тот человек сказал: «О, Посланник Аллаха, я и не собирался даже думать о тебе ничего такого». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шайтан ходит в теле человека по тем же путям, что и кровь» (Муслим).
- Если к тебе с уважением относятся богатые и власть имущие люди, используй их расположение к себе для помощи другим, в пользу нуждающихся.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшая милостыня – это милостыня языка» (Хараити и ат-Табарани).
- Необходимо приветствовать при встрече каждого мусульманина, пожать ему руку.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не отвечайте тем, кто начал разговаривать с вами, до того как он поприветствует вас» (Ат-Табарани).
- Если брата по вере, мусульманина ругают, бьют, притесняют, грабят, необходимо делать все возможное, чтобы его защитить.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнем Ада» (Ат-Тирмизи).
- Если мусульманин чихнет, следует сказать «Ярхамука-Ллах» (да смилуется над тобой Аллах!), ибо так повелел нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
- Если по соседству или на работе попался плохой, скверный человек, надо остерегаться его, терпеливо перенося его характер, найдя к нему подход, надо защищаться от его влияния или вреда. В Коране говорится: «Ты отвергай плохое хорошим» (Коран, 23: 96).
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «В Судный день самым плохим перед Аллахом человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».
Мухаммад бин Ханафия (да будет доволен им Аллах!) отмечал: «Не умен тот, кто не может по-доброму обходиться с человеком, с которым порвать отношения и связи невозможно, пока Аллах их не отдалит друг от друга».
- По мере сил и возможности надо стараться быть рядом с бедняками и отдаляться от богатых.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах, оживи меня бедным, умертви меня бедным, и воскреси меня вместе с бедняками». В хадисе, рассказанном Ибн Маджа, Хакимом и ат-Тирмизи, говорится: «Кто взял на обеспечение круглую сироту, тот непременно войдет в Рай».
- По мере своих сил и возможности мусульманам необходимо наставлять братьев по вере и радовать их.
В хадисе говорится: «Тот, кто помог в нужде своему брату по вере, подобен человеку, который служил Всевышнему Аллаху всю жизнь» (Аль-Бухари, ат-Табарани).
В хадисе, переданном ат-Табарани, говорится: «Самое лучшее и одобряемое Аллахом деяние – это вселить радость в сердце верующего».
- Когда мусульманин болен, его следует навещать.
Не рекомендуется долго сидеть с больным, задавать ему много вопросов. Следует молить Аллаха о его здоровье, выражать ему сочувствие. В хадисе говорится: «Если человек навестит больного, он покроется милостью, а когда он сядет с больным, эта милость укрепится в нем» (Хаким, Байхаки).
- Если мусульманин умрет, то следует сопровождать его тело в последний путь.
В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока его похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд» (Муслимом и аль-Бухари).
- Следует посещать могилы умерших мусульман.
В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Я запрещал вам посещать могилы, теперь вы их посещайте, это напомнит вам о потустороннем мире».
Одним словом, не смотрите ни на одного мусульманина свысока, принижая его достоинства, он может быть лучше вас, вы ведь не знаете, каков будет ваш конец или его конец. Пусть вам не покажется лучшими людьми те, кто накопил много богатства, у кого красивая обстановка, если же так случится, то вы станете человеком, который возвеличивает этот мир, который Аллах считает низким и никчемным.
Не продавайте свою религию ради того, чтобы получить определенные блага, вы эти блага не получите и сами окажетесь униженными и в убытке. Не проявляйте к другим вражды, даже если они нанесли вам вред – вам же будет трудно. Лучше всего переложить все на волю Аллаха. Если они совершили деяния, несоответствующие Шариату, вы обязаны ненавидеть эти деяния, но самого человека вы должны жалеть. Если они хвалят вас, выражают к вам любовь и симпатию, не прельщайтесь, в реальности вы не найдете среди сотен и одного, кто бы искренне, от души это говорил.
Не жалуйтесь перед ними, открыто излагая свое положение, ибо в этом случае Всевышний может не помочь вам, а оставить вас на их опеку и милосердие. Не думайте, что внутри, в душе они так же хорошо относятся к вам, как и внешне, это напрасные надежды. Не гордитесь, думая, что вы не нуждаетесь в них, может получиться, что Аллах сделает так, чтобы вы нуждались в них. Если вы просите у брата по вере что-либо, и он вам помог, это значит, что он поистине ваш брат. Если не помог, и в этом случае не судите его строго, не обижайтесь на него. Не наставляйте человека, если заранее известно, что он не воспримет ваши слова, и наставляйте, не указывая прямо на личность, а намеком и деликатно. Если они помогли вам, благодарите Аллаха, который покорил их сердца вам, просите Аллаха, чтобы Он не оставил вас на их попечении. Если они нанесли вам вред, полагайтесь на Аллаха и просите у Него защиты от их вреда, не старайтесь навредить ему в ответ, вам же будет трудно в этом мире, и этим вы повредите своей религии. Не говорите, что кто-то вас не уважает, ведь уважение кого-либо зависит от Аллаха. Всегда слушайтесь справедливых, правдивых слов других, будьте глухи к их несправедливым нареканиям, не соответствующим истине. Не дружите одновременно со многими, ибо они цепляются за ваши мелкие недостатки, завидуют по мелочам, не держат в тайне ваши погрешности, не прощают ваши ошибки, злословят за спиной. Не верьте их любви, не испытав их дома, в совместном путешествии и в отношении к деньгам. Если вы после испытания найдете достойного и вызывающего у вас доверия человека, который является старше вас, то относитесь к нему как к отцу, если младше – как к сыну, если ровесник – как к брату.
Да поможет нам Аллах соблюдать этику почитания среди братьев мусульман. Аминь!