Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Согласно энциклопедии, День смеха (День дурака) - это день для розыгрышей, но во многих случаях эти шутки принимают форму лжи.
Ислам осуждает ложь. Хорошие люди в целом считают ее пороком. Если ложь изначально запрещена, то и День дурака, следовательно, запрещен из-за игр с доверием людей и поощрения распространения порока.
В связи с этим выдающийся ученый шейх Юсуф Аль-Карадави говорит: «Врать плохо. Это – совершенно неправильно для праведных людей и истинных верующих. Это - признак лицемерия, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У лицемера три качества: он лжет, нарушает свое обещание и не оправдывает доверие» (Аль-Бухари и Муслим).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил использовать ложь с целью развлечения людей. Он сказал: «Горе тому, кто говорит, чтобы развлечь людей, и при этом лжет, горе ему, горе ему…» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, и Ан-Насаи).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Человек не считается истинным верующим, пока он не откажется от лжи для удовольствия и спора, даже если он говорит правду» (Ахмад и Ат-Табарани).
Некоторые пророческие хадисы запрещают мусульманам запугивать других - серьезно или в шутку. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никому нельзя пугать мусульманина» (Абу Дауд).
Следовательно, ложь недопустима в любой форме, и по этому случаю апрельский День дурака запрещается по четырем причинам:
- Запрет на ложь, что подтверждается Кораном и Сунной.
- Необоснованное горе или опасения, что это может случиться с человеком или всей семьей, даже если только в течение одного часа.
- Предательство.
- Поддержка глупого неисламского обычая – обмана и лжи.
Иногда идея обмана и розыгрышей в этот день может быть неприятной и для всего общества, а не только одного человека».
Кроме того, шейх `Аттия Сакр добавляет: «Все религии согласны в том, что правдивость – это добродетель, а ложь - порок. Если человек говорит правду, его слова отражают реальность; а ложь – это, по сути, противоречие тому, что человек на самом деле говорит или делает. Худший вид лжи в словах - это лжесвидетельство, а в поступках - лицемерие.
Ложь допускается только по крайней необходимости. В этом случае применяется шариатский принцип: необходимость делает запретное разрешенным. Примером этого допустимого вида лжи может быть слово, несущее двойной смысл. Мусульманин может использовать положительное, а не отрицательное толкование слова.
Ложь была разрешена только на пользу (кого-либо или чего-либо). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, который примиряет двух людей и говорит хорошие вещи, даже если они не истинны, не лжец» (Аль-Бухари и Муслим).
Умм Кульсум бинт `Укъбар также сообщила в дополнение к хадису: «Я никогда не слышала, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволял ложь, за исключением трех случаев: во время войны, примирения между двумя спорящими сторонами, и разговор между супругами». Под этими разговорами подразумевается любезное общение с целью облегчить страдания жизни.
Всевышний Аллах знает лучше.