Наверное, уже нет людей, которые не пользуются Интернетом и социальными сетями. И уже каждый убедился не только в их пользе, но и пагубности, негативе. Если в реальной жизни общение с чужими людьми весьма ограничено, то в интернет-реалиях рамки весьма стёрты, и нормы этики общения тоже. Если одни люди пишут другим с целью выразить восхищение, подбодрить, похвалить, пожелать благое, то от других исходит лишь словесная грязь, оскорбления, обвинения в неверии или предательстве религии, клевета, насмешки.
Увы, на это способны не только неверующие, но и мусульмане разных возрастов и наций. Часто такие люди имеют анонимные профили: без личных фотографий и имени-фамилии. По тому тексту, что они пишут в комментариях, кажется, что это не люди, а шайтаны, ибо у нормального человека такая грязь выйти не может, тем более в адрес верующих людей.
Большие грехи – сквернословие, сплетни, клевета, оскорбление, ложь
Это тот грех, который сильно распространён и ему придаётся малое значение, хотя последствия его самые тяжёлые – Ад.
Множество аятов Корана и хадисов предостерегают нас: «Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ﷻ ведает , а вы не ведаете» (смысл 19 аята суры «Ан-Нур»).
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, некий человек может сказать слово, даже не придав ему никакого значения, но из-за которого он будет сброшен в Ад на семьдесят лет» (имам ат-Тирмизи).
В хадисе говорится: «Оскорбление уверовавшего (мумина) является грехом (фиск), убийство мумина является неверием (куфр)» (имамы аль-Бухари и Муслим).
«Рай является запретным для того, кто сквернословит» (Абу Дауд).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт слова Пророка ﷺ: «Не усовершенствуется вера человека, пока не усовершенствуется его сердце; и не усовершенствуется его сердце, пока не усовершенствуется его язык; и не войдет человек в Рай, пока не убережется сосед от его вреда» (Ибн Аби-Дунья).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния». Человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним, и Аллах ﷻ примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах ﷻ его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.
«Настоящий мусульманин тот, от языка и руки которого другие мусульмане находятся в безопасности» (имам аль-Бухари).
Если в кругу «своих» (родственников, людей своей нации, своего вероубеждения) интернет-герои ведут себя в рамках дозволенного, то по отношению к «чужим» позволяют всё, что накопилось в их чёрном сердце.
Оскорблять чужих людей особенно любят представители псевдосалафитского течения в Исламе, причем одинаково как в адрес неверующих, так и в адрес верующих собратьев. Еще больше они любят обвинять людей в неверии, вынося такфир по любому поводу, даже не зная человека. Однако это обвинение возвращается в их адрес: «Когда один человек окликнет другого словом «неверующий» или «враг Аллаха ﷻ», а он не будет таковым, то его слова вернутся к нему самому» (имам аль-Бухари. «Китаб уль-Адаб», 6045; имам Муслим. «Китаб уль-Иман», 61).
Как говорят старики, сто раз подумай – один раз скажи. Верующий человек должен всегда помнить: даже если оскорбляешь с анонимных аккаунтов, живя в других странах и полагая, что всё сойдёт с рук, есть Всевышний, который всё видит и слышит и знает обо всем, что происходит внутри нас и снаружи. Молитва обиженного всегда принимается, и от наказания Всевышнего не уйти. Более того, каждое слово записывается двумя ангелами в Книгу деяний, которую каждый получит в Судный день.
Атта ибн Рабаха (да будет доволен им Аллах) говорил: «Те, кто был до вас (имея в виду сподвижников), остерегались лишних, ненужных разговоров и считали, что не стоит говорить ни о чем, кроме как о Коране и хадисах Пророка ﷺ, или о том, как отличить хорошее от плохого, или, наконец, о необходимом, связанном с твоей жизнью. Всё остальное является бесполезным».
Передают, что Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), находясь на холме Сафа, говорил: «О язык, говори только хорошее – не будешь несчастным; не говори плохого – и не будешь сожалеть». Его спросили: «О Абу Абдурахман! Говоришь ли ты это от себя или повторяешь то, что слышал?» – «Нет, не от себя. Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил, что большинство ошибок сыновей Адама связаны с его языком» (имамы ат-Табарани аль-Байхаки).
Передают со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Всевышний покрывает недостатки того, кто сдерживает свой язык, и не наказывает того, кто сдерживает свой гнев, и принимает жалобы того, кто к Нему обращается» (Ибн Аби-Дунья).