Все знают, что неумеренность в еде и чрезмерный сон, даже если бы они не порицались в Коране и хадисах, являются признаками, приближающими человека к животному миру, приводящими к лени и болезням. Обжорство делает тело тяжёлым и ленивым в поклонении Аллаху, затуманивает разум и порождает болезни.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был очень умеренным в еде и сне. Он ел то, что подавали, и не требовал добавки или другой еды. Он никогда не порицал еду. Если она ему нравилась, он ел, а если нет – оставлял. Если утром он не находил дома ничего из еды, то в этот день он соблюдал желательный пост. Бывало и так, что проходил целый месяц, как не разводили огонь в очаге, чтобы согреть пищу. Чаще всего дома он ел финики, запивая водой. Он три дня подряд не ел пшеничного хлеба, обходясь ячменным. Часто бывало, что он ложился спать голодным. Но каким бы голодным ни был, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не допускал послабления в поклонении Всевышнему Аллаху, в призыве на путь истины и распространении Ислама. Он оставался голодным не потому, что не было пищи, он раздавал все бедным и нуждающимся, и это было его добровольным желанием. Он говорил: «Самый ненавистный для Создателя мешочек – это желудок, набитый дозволенной едой».
Он сказал: «О ‘Айша, есть два раза в сутки – это расточительство». И ‘Айша точно следовала указаниям Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом вопросе.
Однажды Муавия (да будет доволен им Аллах) прислал ей 180 тысяч дирхемов. В тот же день она все раздала бедным. Вечером она попросила свою служанку Умму Дират: «Дай что-нибудь для разговения». Та сказала: «Ты бы хоть на дирхем из той суммы, что раздала, купила мяса». ‘Айша ответила: «Почему же ты не напомнила, я бы купила». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что человеку достаточно есть несколько кусочков еды. Если недостаточно, то пусть одна треть желудка будет наполнена едой, одна треть – водой, а одна треть оставлена для воздуха.
Что касается его ограничений во сне, то, как говорится в Коране, он половину или третью часть, а иногда и две трети ночи проводил стоя в намазах, в поклонении Всевышнему Аллаху. Из-за долгого ночного стояния в намазах у него отекали ноги.