Куда может завести человека гордость?
Куда может завести человека гордость?
9 лет назад 3111 www.islam.ru/
Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»

Гордость является таким качеством, что, даже не имея других плохих качеств, человек погибает из-за неё. Разве ты не слышал Слово Аллаха:

أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ

Смысл: «Сатана отказался поклониться, чтобы поприветствовать Адама. Он возгордился и сказал: «я лучше него», и стал он неверным» (Коран, 2:34).

Гордость в корне портит благие деяния и вероубеждение. Возгордившись, человек не замечает в себе эту болезнь, впоследствии чего к нему придут четыре беды:

1. Чёрствость и слепота сердца, вследствие чего он лишится понимания истины, мудрости решений Аллаха, а также знамений Всевышнего Аллаха.

В Коране сказано:

سَأَصْرِفُ عَنْ آيَاتِيَ الَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ فِي الأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ

Смысл: «Я отвращу от Моих знамений тех, кто возгордились на земле без всякого права на это» (Коран, 7:146).

Также Всевышний Аллах сказал:

كَذَلِكَ يَطْبَعُ اللَّهُ عَلَى كُلِّ قَلْبِ مُتَكَبِّرٍ جَبَّارٍ

Смысл: «Вот так Всевышний Аллах ставит печать заблуждения на сердце каждого высокомерного тирана» (Коран, 40:35).

2. Всевышний Аллах гневается на него. В Коране сказано:

إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْتَكْبِرِينَ

Смысл: «Поистине, Аллах не любит гордецов, т. е. Он подвергнет их наказанию» (Коран, 16:23).

3. Он будет унижен в обоих мирах. Хатам ибн У’лвам (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайся прихода смерти, имея в сердце три качества: гордость, алчность и самодовольство».

4. На том свете его ждёт адский огонь и суровое наказание. В священном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Гордость – это Моя верхняя одежда, а величие – Моя нижняя одежда, и того, кто оспаривает это, Я введу в ад», т. е. «Гордость и Величие являются Моими особенными качествами, поэтому не подобает кому-либо другому иметь их».

Если ты скажешь: «Так как человек попадает в беды из-за упомянутых четырёх качеств (т. е. долгие надежды; поспешность в совершаемых делах; зависть; гордость), и возникла необходимость остерегаться их – вы разъясните мне, как сохраниться от них», – то знай, что подробное описание этих болезней и путей избавления от них мы дали в книге «Ихяуулуму-ддин», а здесь, иншааллах, поясним самое необходимое из этого.

Что касается долгих надежд – это, как сказали наши учёные, желание человека жить долго и его уверенность в этом. Если же человек не имеет в сердце такой уверенности или надеется на долгую жизнь, желая совершать благие деяния, и убеждён, что всё зависит от Воли Всевышнего Аллаха, то он считается имеющим короткие надежды.

Затем надежды делятся на две категории: надежды особых людей и надежды большинства людей.

Что касается долгих чаяний большинства людей, то это из-за любви к мирским благам и желания наслаждаться ими, что по сути своей является грехом. Всевышний Аллах сказал:

ذَرْهُمْ يَأْكُلُواْ وَيَتَمَتَّعُواْ وَيُلْهِهِمُ الأَمَلُ فَسَوْفَ يَعْلَمُونَ

Смысл: «Ты оставь их, о Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), пусть эти неверные, которых долгие чаяния отвергли от веры, наслаждаются благами этого бренного мира. Они позже узнают последствия этого» (Коран, 15:3).

Что же касается надежд особых людей, то это желание прожить, чтобы усовершенствовать свои благие деяния и дойти до степени искреннего поклонения Аллаху, т. е. степени ихсана. При этом они боятся, смогут ли этого добиться, ибо самодовольство и показуха могут испортить их.

Поэтому при вступлении в совершение любого деяния, будь это намаз, пост и т. д., рабу не подобает выносить для себя твёрдое решение, т. е. быть уверенным, что он успеет его завершить, ибо он не знает этого. Ему следует связать это с Волей Всевышнего Аллаха. В Коране сказано:

إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّه وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَداً

Смысл: «И ни о чём не говори: «я сделаю это завтра», кроме как связав это с Волей Всевышнего Аллаха, произнеся “иншааллах”» (Коран, 18:23–24).

Ты знай, крепостью, которая сохранит тебя от долгих надежд, является размышление о смерти и её горечи. А крепостью внутри этой крепости является постоянное размышление о том, что смерть может прийти к тебе неожиданно, когда ты отвлечён от Аллаха и не занят поклонением, да сохранит нас Аллах от этого! Амин!

Храни эти слова на сердце, и проси Аллаха помощи в этом. Отдались от лишних разговоров и споров с людьми, береги драгоценное время, и да поможет Аллах! Амин!

Что касается зависти – это желание, чтобы блага Всевышнего Аллаха покинули твоего брата по вере. Крепостью, которая защитит тебя от этого качества, является размышление о том, что Всевышний Аллах обязал тебя любить и уважать мусульман, помогать им и поддерживать с ними благожелательные отношения. А крепостью этой крепости является размышление о том, какую высокую степень перед Аллахом занимает мусульманин, какие обязательства возложены на него Всевышним Аллахом по отношению к брату по вере; размышление о том, какие бесчисленные и бесконечные блага Аллах приготовил для мусульманина на том свете, какую большую пользу и помощь он получает от Всевышнего в этом мире, например совершение коллективной и пятничной молитвы и т. д., а на том свете может получить Его шафаат.

Такие размышления побуждают человека относиться к братьям по вере с добром и уважением, пробуждает в его сердце желание, чтобы Всевышний Аллах одарил Своими благами брата-мусульманина, и отдаляет от него это скверное качество – зависть.

Что касается поспешности в делах – это качество сердца, из-за которого человек сразу же приступает к совершению какого-либо дела, как только об этом возникла мысль, не размышляя о сути дела и о его исходе. Крепостью, которая сохранит человека от этого, является обдуманность и спокойствие при совершении чего-либо, а также размышление о том, с какими бедами, проблемами и опасностями может он столкнуться, если будет поступать поспешно и необдуманно.

Что касается гордости – эта мысль, возникающая в сердце о своём величии, и превозношение себя над другими рабами Аллаха. Согласие с этой мыслью и следование ей укрепляет в сердце это скверное качество. Противоположным этому качеству является тавазу, т. е. скромность и смиренность, мнение человека о себе как о занимающем низкое положение.

Тавазу делится на общий и особый. Тавазу обычных людей – это довольствование низким уровнем в благах этого мира: в еде, одежде, транспорте, жилище и т. д. А гордость – стремление иметь всё самое лучшее из упомянутого.

Что касается тавазу особых людей – это приучение нафса принимать истину исходящей от любого человека, будь это обычный человек или занимающий высокое положение среди людей. Гордость – наоборот, непринятие истины, если это исходит от обычного человека, что является большим заблуждением и грехом.

Крепостью тавазу обычных людей является размышление о том, как они пришли в этот мир, каков будет конец, в какие беды и грехи попадают сейчас. Один мудрец сказал: «Начало твоё – это презренная жидкость, в конце ты – труп, от которого исходит зловоние, и меж двух этих состояний – ты носитель нечисти».

А крепостью тавазу особых людей является размышление о том, какое суровое наказание ждёт человека, если он отвернётся от истины и будет упорствовать в заблуждении.

Того, что здесь упомянуто, достаточно для разумеющих. Да наставит Всевышний Аллах! Амин!

Материал подготовил: Мухаммад Шейхмирза 

0 комментариев