С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Вся хвала принадлежит Аллаху! Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, к Нему прибегаем от нашего собственного зла и скверных деяний. Того, кого Аллах ведёт по прямому пути, никто не собьёт, а кого Он оставил без прямого руководства, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, не имеющего сотоварищей, и что Мухаммад ‒ Его раб и посланник, да пребудут над ним, его семьей и сподвижниками благословения Аллаха и многочисленные приветствия.
«Завещание» (Авт. Имам Габдулла Шаймарданов)
Однажды в сумрачной тиши,
Закончится мой срок.
И тело ляжет без души,
На ложе из досок.
Не остановит зло язык,
И мёртвая рука.
Прошу вас братья в этот миг,
Не оставлять меня.
По Сунне чистою водой,
Омойте тело вы.
Чтобы глумиться надо мной,
Невежды не смогли.
И пусть глаза вам не затмит,
Бород их седина.
Плод суеверий ядовит,
Для истины всегда.
Хочу зарытым быть в земле,
Без мрамора над ней.
Чтоб не справлялось бы по мне,
Ни семь, ни сорок дней.
Раздайте, если есть долги,
И совершив намаз.
Скажите, о АЛЛАХ прости Его, он был из нас.
Морозный январский день. Двор мечети полон прихожан. Они, молча, выстраиваются в ряды и готовятся к особой молитве, заупокойной молитве – джаназа-намазу. Перед рядами лежат носилки…
Как часто мы видим подобную картину: зима ли это, весна, лето или осень, ‒ каждый день кто-либо покидает этот мир. Сосед, родственник, коллега, друг. Каждый из нас однажды кого-то провожал, провожал навсегда…
И вот имам встал у изголовья носилок, обошёл взглядом ряды ‒ хвала Всевышнему, ряды полные и плотные. В памяти всплывает хадис:
Сообщается, что Ибн`Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято» (Св. хадисов Муслима (435)).
Часто так получается, что заупокойная молитва читается во дворе мечети после завершения обеденного (зухр) намаза. Уважаемые бабаи-аксакалы все, как один, встают в ряды, чтобы проводить покойного. Дождь, снег, мороз, жара, ‒ ничего их не страшит. Только в рядах не так много молодых прихожан, ведь кого-то ждёт работа, бизнес, рынок, офис или завод, а кого-то семья…
Кто бы ни лежал на носилках, будь то незнакомый мужчина или женщина или ребёнок, ‒ это не важно. Если покойника принесли в мечеть, значит, это наш брат или сестра. Мы должны постараться прочитать по нему прощальную молитву, ведь они очень нуждаются в нас. Книга их дел закрыта, их дни закончились, но каждое благо дело от их имени, засчитываемое как садака джария, всё же, её пополняет.
Отложи дела, положи телефон, встань на молитву. Это твоя обязанность перед умершим. Рано или поздно на этом месте будет лежать каждый из нас… Как же нам хочется, чтобы на наши похороны пришло много людей, и чтобы они молили Всевышнего о прощении наших грехов.
Не стоит забывать и о том, что за совершение заупокойной молитвы полагается большая награда.
Но это еще не всё.
Последний путь…Вереница машин. Ворота кладбища.
Тело опускают в могилу и начинают засыпать землёй. Родные и близкие дружно взялись за лопаты. Не отстают от них и уважаемые бабаи-прихожане мечети. Все, кто в силу возраста и здоровья, может держать в руках лопату, не упускают возможность заработать награду за благое дело.
А как же мы? Стремимся ли мы заработать великую награду?
Передают со слов АбуХурейры, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения ‒ в два карата». Люди спросили: «А что это за два карата?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они подобны двум огромным горам» (Св. хадисов аль-Бухари (1325) и Муслима (945)).
Призываю, в первую очередь, себя и всех, кто прочитает эту статью, задать себе один вопрос: «Кто похоронит меня, когда я уйду навсегда?»
И, если мы хотим, чтобы наши потомки проводили нас в последний путь должным образом, то уже сейчас мы сами должны им показывать пример, отдавая долг старшим поколениям как того требует от нас наша религия!
В этом плане в заключение хочется привести одну притчу:
Рассказ про старика и деревянную миску
Больной пожилой мужчина, поняв, что ему больше не в силах жить одному, пожаловался сыну. Сын решил взять отца жить к себе. Итак, они стали жить вместе ‒ отец с сыном, невесткой (женой сына) и 4-летним внуком.
Болезни давали о себе знать, и руки пожилого отца начали дрожать от старости, глаза стали очень плохо видеть, и шаги даже по квартире давались нелегко. Вся семья обычно кушала вместе на кухне за одним столом. Но дрожащие руки старика и его плохое зрение портили аппетит молодоженам. Ложка порою выпадала из его рук, горошины падали на пол… А тут и вовсе случилось нечто, что оказалось последней каплей терпения у сына и невестки ‒ отец потянулся к стакану с молоком, и… расплескал молоко по столу, не сумев удержать стакан в руке.
Гневно посмотрев на намокшую скатерть, супруги переглянулись. «Мы должны что-то придумать», ‒ раздраженно сказал сын жене ‒ «Я больше не смогу выносить его присутствия за столом; мне довольно падающих ложек, чавкания и пролитого молока». К вечеру они поставили маленький столик в угол кухни. И сказали дряхлому отцу, что он им портит аппетит, и что с этого дня пусть ест за этим маленьким столиком.
Бедному старику теперь приходилось есть за этим крошечным столиком, отведенным для него, в одиночестве, в то время, как семья наслаждалась обедом за большим столом. Более того, после того, как он нечаянно уронил тарелку, и она разбилась, молодожены стали давать ему еду в деревянной миске. А если отец случайно ронял ложку или вилку, то сын с невесткой делали ему резкие замечания раздраженным тоном. Когда, порою, семья бросала мимолетный взгляд в сторону угла кухни, где сидел старый отец, то нельзя было не заметить слезы, переполнявшие его глаза… «Родной сын, а так унижает…» А четырёхлетний внук с молчанием внимательно наблюдал за происходящим.
Однажды вечером перед ужином родители обратили внимание на то, что их малыш занят чем-то с досками на полу. Улыбаясь, они спросили, что это он такое делает. Так же сладко улыбаясь, мальчик ответил, глядя в лицо своего отца: «О, это я хочу сделать для тебя и мамы деревянные миски, чтобы кормить вас, когда вы состаритесь, как дедушка.» Еще раз улыбнувшись, мальчик продолжил заниматься досками. А молодожёны были настолько поражены ответом малыша, что стояли, как пригвоздённые, и не могли проронить ни слова… Слёзы потекли по их щекам. Беззвучно переглянувшись, они пристыжено опустили головы.
Тем же вечером они с уважением взяли пожилого отца под руки и бережно посадили с ними за стол. И до конца своих дней он всегда кушал вместе с семьёй. И по какой-то причине, неведомой старцу, с тех пор ни сын, ни невестка больше никогда не делали ему замечаний и не раздражались, если он вдруг опять ронял ложку или проливал молоко…
Всем нам следует помнить, что Всевышний не изменит положения наших дел, пока мы не изменим себя (Св. Коран, 13:11)!