Азраиль (мир Ему) - один из четырех великих ангелов созданных Всевышним Аллахом, и именно он освобождает души людей, когда истекает их срок жизни пребывания на земле.
Смерть является неизбежной реальностью, в итоге ожидающая нас всех не зависимо от нашего социального положения, цвета кожи и географического места проживания. Порой она приходит, как нам кажется, не вовремя и может застигнуть нас врасплох. И многие, наверное, до этого момента думают о том, как еще долго и счастливо они будут жить, строят планы на будущее, расписывая себе радужные перспективы на годы вперед. Но, так или иначе, мы осознаем ее неизбежность, когда видим перед собой Азраиля- ангела смерти.
Большинство людей, особенно далекие от религиозных взглядов, представляет Азраиля в каком-то пугающем и устрашающем свете. Порой рисуют карикатуры, где изображена «смерть» в балахоне с косой в руках... Но не стоит забывать, что он является творением Создателя, четко исполняющим повеление Всевышнего Творца. Поэтому не логично допускать мысли о какой-то несправедливости в этом вопросе, ибо каждый живет столько, сколько предначертано ему самим Создателем.
В тафсире Мазхари упоминается хадис, переданный Абдуллахом ибн Умаром: «Когда Аллах Тааля приказал Азраилу, мир ему, умерщвлять людей он взмолился: «О мой Господь, Ты возложил на меня такую обязанность, что все сыны Адама, живущие в мире, будут проклинать меня всякий раз, когда вспомнят обо мне и будут считать меня злом».
На это Аллах Тааля ответил ему: «Мы позаботились об этом и распространили в мире некоторые заметные болезни и другие причины гибели людей, которые они будут связывать со смертью и ты будешь защищен от их проклятий». (Этот хадис приводит Куртуби в своем Тафсире и сочинении «Ат-тазкира»)
Нередко приходиться слышать один и тот же вопрос: «Как один ангел успевает одновременно побывать в разных точках планеты?» Ведь на земле, в одно и то же время, может умереть немалое количество людей, живущих в разных уголках света.
Однако стоит заметить, что к данному вопросу нас толкает наша субъективная привязанность к материальной сущности вещей, а не к реальной. То есть мы все начинаем оценивать с точки зрения наших материальных представлений о мире, в то время он куда более многогранен. Мы не знаем о иных Вселенных, созданных Великим и Мудрым Творцом, и которых несметно много. Мы имеем крайне ограниченные представления о мире ангелов и джиннов, которые живут параллельно нашему миру, в абсолютной независимости от нашей веры в их существование.
Мы знаем скорость света, и знаем, что есть творения Милостивого Создателя, которые могут преодолевать сотни тысяч километров всего лишь за одну секунду. Но мы не знаем досконально о скорости движении ангелов, которые могут быть фантастически выше в разы, чем мы имеем об этом представление.
К тому же ангелы не привязаны к понятиям времени и пространства, и могут одновременно находиться в разных местах, что также выходит за пределы нашего обыденного мировосприятия. Если вы разместите много зеркал в одной комнате, то вошедший в эту комнату человек будет отражаться в каждом из них. Притом, это будет один и тот же человек, а вовсе не большое количество людей находящихся в зеркале.
Куртуби в своем сочинении «Ат-Тазкира» рассказывает, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел ангела смерти, стоящего у головы одного из сахабов, лежавшего на смертном ложе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обратившись к нему: «Облегчи моему сахабу». Ангел смерти ответил: «Будь уверен. Я облегчаю каждому верующему», и добавил: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».
Некоторые же ученые склонны считать, что у такого ангела как Азраиль имеются помощники, которые помогают ему забирать души людей.
Один из известных комментаторов Корана Муджахид, на которого в свою очередь ссылается другой известный комментатор, Куртуби, так описывает процесс извлечения души из тела: «Перед ангелом смерти весь мир – как открытый ящик, в котором люди рассыпаны подобно зернам, и он выхватывает те из них, которые хочет».
Но, так или иначе, суть природы ангелов неизменна, а ведающий обо всем лишь Мудрый и Великий Аллах, сотворивший сие многогранное и многообразное великолепие.