Борьбе с собственным «Я», или эго (нафсом), уделяется много внимания в тасаввуфе.
Мевляна Руми писал в одной из многочисленных притч своих «Маснави»:
Во льду несчастий, как дракона тело,
Тщета души твоей окаменела.
Лед горестей или иное зло
Твоим страстям полезней, чем тепло.
Дракон страстей не страшен, спит покуда,
Покуда спит он, нам не будет худа.
И ты не пробуждай его теплом,
Чтобы весь век не каяться потом.
Смысл притчи в том, чтобы постоянно контролировать свой нафс. Некоторые мюриды, постоянно совершая зикр, могут вообразить себе, что их нафс полностью подчинен, и что греховные желания никогда не овладеют ими. И вот, подобно змее из притчи, нафс в самый неожиданный момент пробуждается, и его разбушевавшаяся стихия разрушает весь высокий духовный настрой, приобретенный за время праведной жизни.
Поэтому великие духовные подвижники предпринимали кардинальные усилия по уничтожению собственного «Я».
Известный суфий Джунайд аль-Багдади в свое время был профессиональным борцом и этим зарабатывал себе на жизнь. Он прославился как непобедимый борец, равных которому не было во всем Багдаде.
Например, известный суфий Джунайд аль-Багдади в свое время был профессиональным борцом и этим зарабатывал себе на жизнь. Он прославился как непобедимый борец, равных которому не было во всем Багдаде. Однажды правитель города назначил большой денежный приз тому, кто сможет его побороть.
Никто не решился бросить вызов Джунайду кроме одного престарелого человека. Все удивились и выражали сомнение в том, что этот старик сможет побороть профессионального борца.
Перед самой схваткой старик подошел к Джунайду и сказал ему на ухо: «Я знаю. Что не смогу выиграть у тебя поединок, но я – сеид, потомок пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Мои дети голодают, но я не имею права просить милостыню. Готов ли ты принести в жертву любви к Пророку и его потомкам свою известность и славу? Если да, то денежный приз, который я получу, позволит мне содержать семью в течение года.
Во время поединка Джунайд позволил повалить себя, и старик уселся на его грудь, демонстрируя свою победу.
В ту же ночь Джунайд увидел во сне Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который обращаясь к нему сказал: «О Джунайд! Ты пожертвовал своей славой и известностью, своим положением в Багдаде ради любви к моим потомкам, которые голодали. С сегодняшнего дня твое имя записано среди приближенных к Аллаху (авлия)».
Имам аль-Газали, признанный богослов и алим, добровольно отказался от высокого положения и сопутствующих ему почестей, чтобы постичь истину. Для этого ему тоже пришлось пройти через обуздание нафса:
«…Я очень привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня. Затем я, проследив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, — это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не столь важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому я решил выехать из Багдада, поскольку мысли о моем положении не давали мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не понравилось, и она стала мне противиться. И, таким образом, я стал колебаться между своей необузданной страстью и эгоизмом и призывами того света до тех пор, пока дело не перешло от выбора к необходимости…».
Одиннадцать лет он вел жизнь отшельника. Один из улемов, встретивший его в тот период жизни рассказывал: «Я встретил аль-Газали в пустыне в залатанной одежде, с посохом и кофейником в руках и спросил его: «О, имам! Не лучше ли быть преподавателем в Багдаде, чем вести такую жизнь?» Аль-Газали взглянул на меня исподлобья и произнес:
«Когда на орбите воли взошла луна благодати
И появилось солнце близости (к Богу)
Оставил я свою любовь к Лайле и Су’аде
И вернулся к владельцу первого жилища.
Страсти позвали меня, говоря:
«Не спеши: это дома тех, кого ты любишь.
Остановись и спускайся».
«Мы пришли с малого джихада на большой джихад. Они спросили: «А что такое «большой джихад»?» Он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Джихад сердца».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к своим сподвижникам: «Мы пришли с малого джихада на большой джихад. Они спросили: «А что такое «большой джихад»?» Он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Джихад сердца».
Рецепт победы над нафсом очень прост: если вы знаете, что какое-то деяние запрещено по шариату, то не следует совершать его. Ведь Аллах сказал в Коране: «А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, рай, это — прибежище» (сура «Исторгающие», 40,41).