С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
У каждого человека, в том числе и у атеистов, есть определенное представление о Боге. Нейробиологи отмечают, что в мозге есть даже так называемый «нейрон Бога». Однако у каждого человека свое, индивидуальное представление о Нем – даже если мы верим в одни и те же атрибуты Всевышнего, представление о них у каждого свое. Подобно тому, как в мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет и даже двух людей, чьи образы Бога были бы одинаковыми. Но если с отпечатками пальцев ничего сделать нельзя, то на свои мысли о Всевышнем точно можно влиять. Особенно, если осознать то, какое сильное влияние они оказывают на наши убеждения, чувства, поступки и состояния.
1. Твои мысли о Всевышнем и Его отношение к тебе
В некоторых хадисах указывается на то, что от мыслей человека о Всевышнем зависит его судьба. Не только в этом мире, но и в будущей жизни. Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: «Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо» (Ахмад, Ибн Хиббан, Ибн аль Мубарак).
В версии этого хадиса которую приводит Абу Нуъайм аль-Асбахани, сообщается, что Юнус ибн Майсара сказал: «Однажды мы, навещая Язида ибн аль-Асвада, зашли к нему и туда же вошёл Василя ибн аль-Аскъаъ. Когда он посмотрел на него, тот протянул свою руку и он, взяв её начал протирать ею своё лицо и грудь, так как он присягал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Василя) спросил у него: «О Язид, какое у тебя мнение о твоём Господе?» Он ответил: «Хорошее». Василя сказал: «Тогда радуйся, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: «Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо».
2. Твои мысли о Боге и твой характер
Те свойства, которые человек приписывает Всевышнему, коррелируют с его личными качествами. Те, кто больше верит в авторитарность, строгость и мстительность Всевышнего, проявляют те же черты и в своем поведении. Им свойственно запугивать других, ограничивать, искать недостатки и преследовать. Такое поведение напрямую связано с работой мозга. Дело в том, что когда человек представляет себе Бога, как авторитарного, строгого и преследующего, активизируются лимбические зоны мозга, порождающие чувства страха и гнева. При этом мозг автоматически настраивается на борьбу. Поэтому такие люди считают войну и борьбу с другими своим религиозным долгом.
Мысли о милосердии и благосклонности Всевышнего активируют другие участки мозга. Потому как образы, связанные с любовью и состраданием, активизируют в мозге цепочку, в которую входит и передняя часть поясной извилины. При стимуляции она подавляет вспышки гнева и страха. И способствует проявлению гибкости, мягкости, позиции сотрудничества, более широкому, открытому взгляду на вещи.
3. Твои мысли о Всевышнем и твое отношение к людям
Те люди, которые делают акцент на авторитарном образе Всевышнего, проявляют такое же отношение и к другим людям. Такая позиция характерна для людей экстремистских радикальных взглядов. Так, например, согласно одному из исследований, проведенных в одном из христианских университетов, университете Бейлора, было выявлено, что те, кто придерживается авторитарного образа Бога, выступают за смертную казнь и считают, что на военные нужды нужно выделять больше расходов. Те, кто придерживается милосердного образа Бога, чаще прощают других, чаще помогают, им легче общаться и поддерживать хорошие взаимоотношения.
В целом, доказано, что размышления о Боге буквально преображают мозг. Они укрепляют нервную цепь, благоприятствующую проявлению эмпатии, сострадания и подавляющую деструктивные чувства и мысли. Однако результаты научных исследования и послания, переданные от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, показывают, что представления о Всевышнем как милосердном, любящем и добром предпочтительней мыслей о Нем как о карающем и строгом. Исходя из этих доводов можно предположить, что наше представление о Всевышнем играет если не решающую, то очень важную роль в формировании нашего характера, взаимоотношений с другими и исхода наших дел.