История освобождения из рабства
Лукман аль-Хаким – коранический персонаж, его именем в Священном писании названа целая сура. Он был чернокожим рабом-нубийцем. Всевышний Аллах одарил его большой мудростью. В одном из наставлений, адресованных своему сыну, Лукман аль-Хаким говорит: «Поистине, мудрость совершает десять поступков: она оживляет мёртвое сердце; усаживает вместе с бедняками; возвеличивает до степени царей; делает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт убежище странникам; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам».
Ибн аль-Джавзий в книге «Аль-Азкия» приводит переданную Макхулем историю о том, как мудрец Лукман аль-Хаким был освобожден из рабства благодаря своей мудрости и проницательности.
Некий человек из племени бану Исраиль купил Лукмана за определенную сумму, после чего тому пришлось прислуживать ему.
Хозяин был заядлым игроком в нарды. Как-то раз он играл с условием, что проигравший выпьет всю воду в реке, которая протекает возле его дома, или же откупится чем-либо другим. И господин Лукмана проиграл, а выигравший потребовал:
– Выпей всю воду в реке или же откупись!
На вопрос, чем же ему откупиться, хозяин услышал:
– Я выколю тебе глаза или же заберу все, чем ты владеешь.
Проигравший попросил отсрочки на день. Всю ночь он провел в грусти и печали. А утром перед ним появился Лукман, принесший вязанку хвороста. Поприветствовав хозяина, слуга сложил груз на землю и обратился к нему (тот, когда видел Лукмана, нередко подшучивал над ним, однако мудрость слов раба всегда приводила его в изумление):
– Почему ты грустишь и печалишься?
Но господин отвернулся. Лукман дважды повторил вопрос, но хозяин всякий раз отворачивался.
– Расскажи, что произошло, возможно, я смогу тебе помочь.
И только тогда господин поведал о случившемся.
– Не беспокойся, я знаю, как решить этот вопрос.
Хозяин заинтересовался, а слуга предложил:
– Когда тот человек скажет: «Выпей всю воду в реке», то спроси: «Мне выпить то, что между берегами, или имеющееся вдоль реки?» Он скажет: «Выпей, что между берегами». Тогда ты предложи: «В таком случае удержи ту воду, что вдоль реки, пока я не выпью, что между берегами». Поистине, он не сможет удержать воду, имеющуюся вдоль реки, а ты освободишься от того, что обещал.
Хозяину понравилась идея Лукмана, и он воспрянул духом.
На следующее утро к нему явился его соперник по игре и спросил:
– Так ты выполнишь условие?
Хозяин ответил:
– Да, но уточни: мне выпить то, что между берегами, или то, что вдоль реки?
– Выпей воду, которая между берегами.
– В таком случае удержи воду, которая течет вдоль реки.
– Как же я смогу сделать это?! – удивился соперник.
Так господин оспорил свой проигрыш, а Лукман аль-Хаким, благодаря своей мудрости, получил свободу.
Самый храбрый из людей
Как-то раз Али ибн Абу Талиб, выступая с проповедью, спросил:
– О люди, кто самый храбрый человек?
Присутствующие ответили:
– Ты, о повелитель верующих!
Али продолжил:
– Что касается меня, то, действительно, с кем бы я ни вступал в поединок, всегда одерживал верх. Однако самый отважный – это Абу Бакр. Однажды мы сделали для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) шатер и спросили присутствующих: «Кто останется охранять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы язычники не посмели напасть на него?» Клянусь Аллахом, никто не приблизился к нему, кроме Абу Бакра, который, обнажив меч, стал у изголовья Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Кто бы ни пытался приблизиться к нему, на того устремлялся Абу Бакр. Он самый смелый из людей.
Далее Али рассказал, что, когда курайшиты стали враждовать с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обвиняя его, что многих богов он превратил в одного-единственного Бога, никто, кроме Абу Бакра, не осмеливался выступить в защиту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Защищая его, он самоотверженно сражался, укоряя их: «Горе вам, вы хотите убить человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?!»
Закончив рассказ, праведный халиф Али ибн Абу Талиб приподнял накидку, прикрывавшую его лицо: слезы из его глаз текли так обильно, что мокрой была даже борода.
«Так давайте же поспешим на свадьбу!»
Ибн Кудама поведал историю, переданную от Ибн Аббаса.
В эпоху правления Абу Бакра случилась сильная засуха. Жители пришли к нему со словами: «Дожди не выпадают, почва не дает всходов, а население – бедствует». Абу Бакру ничего не оставалось, как предложить им проявить терпение и уповать на Всевышнего, что он избавит их от тягот.
Усман был очень богатым человеком, поэтому следующим, к кому отправились за помощью, был он.
Услышав стук в ворота, Усман вышел со своими приближенными и спросил, в чем дело. Ему объяснили, что из-за засухи и неурожая многие в стране голодают:
– Нам стало известно, что у тебя имеется провизия, так продай ее нам, чтобы мы могли раздать ее бедным мусульманам, – попросили мекканские торговцы.
Усман вежливо предложил:
– Входите и покупайте.
В доме торговцы обнаружили большое количество провизии, приобретенной в Шаме. Усман спросил, сколько будет составлять его прибыль с этого товара. Торговцы предложили хорошую сумму, однако Усман сказал, что есть Тот, кто даст ему больше. Торговцы добавили еще, но Усман настаивал на своем. Тогда ему сказали:
– О Абу Амр, в Медине не осталось других торговцев, так кто же тебе даст больше?!
Усман ответил:
– Всевышний Аллах дает мне за каждый дирхем по десять. Есть ли среди вас тот, кто даст больше?
Торговцы воскликнули: «О наш Аллах, так нет же!
Тогда Усман продолжил:
– Делаю Всевышнего Аллаха свидетелем того, что я отдаю эту провизию в качестве добровольного пожертвования в пользу нуждающихся мусульман.
Далее Ибн Аббас рассказал, что этой же ночью во сне он увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – верхом на черно-белом аргамаке, в одеянии и сандалиях из нура, куда-то спешащего. Ибн Аббас спросил его:
– О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я очень соскучился по тебе и твоей речи, куда же ты спешишь?
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
– О Ибн Аббас, Усман сделал добровольное пожертвование, и Аллах принял его, а в награду женил его на девице в Раю. Так давайте же поспешим на его свадьбу!
Завет от Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)
Когда заблудший Ибн Мульджам нанес смертельную рану нашему господину Али бин Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), и он лежал на смертном одре, к нему зашел его сын Хасан, он горько плакал. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) спросил его:
– О сынок, из-за чего ты так горюешь?
Хасан ответил:
– Как же мне не горевать, когда ты проводишь свои последние мгновения в мире этом и вступаешь в мир иной?..
Любящий отец промолвил:
– О сынок, храни четыре и еще четыре завета от меня. Если последуешь им, то ничего из совершённого тобой не навредит тебе.
Хасан спросил:
– Какие же, отец?
Али продолжил:
– Наилучшее богатство – разум.
Наибольшая бедность – глупость.
Самое большое одиночество – самолюбие, тщеславие (ибо самолюбие, высокомерие человека вызывает у людей неприязнь и гнев, вследствие чего они отдаляются от него).
Наилучшее благородство и достоинство – добрый нрав.
Хасан попросил:
– О отец мой, это – четыре завета, так расскажи же и о четырех других…
– Остерегайся дружбы с глупцом. Поистине, желая принести тебе пользу, он навредит тебе.
Остерегайся дружбы со лжецом. Поистине, он подобен миражу: будет представлять тебе далекое близким, а близкое – далеким.
Остерегайся дружбы со скупцом. Поистине, он бросит тебя в самый нужный момент.
Остерегайся дружбы с нечестивцем. Поистине, он продаст тебя за бесценок.
Оживление мертвых
Рассказывают, что пророк Иса (мир ему) мог оживлять людей с позволения Всевышнего Аллаха. Не все ему верили и потому предложили:
– Ты оживляешь тех, кто умер недавно, может, они даже и не умирали, оживи того, кто умер очень давно.
– Так выберите сами, – согласился пророк.
– Оживи Сама, сына пророка Нуха (мир ему).
Иса (мир ему) подошел к его могиле, совершил два ракаата молитвы, а затем попросил Всевышнего Аллаха оживить Сама. Аллах оживил сына Нуха (мир ему), при этом его волосы и борода оказались седыми. Люди удивились:
– Как так может быть, ведь в твоем времени не было седины?
– Я услышал зов и подумал, что наступил Судный день, и мои волосы поседели от страха, – ответил Сам.
– Как давно ты умер? – поинтересовались у него.
– Я умер четыре тысячи лет назад, и горечь смерти еще не покинула меня.
«Танбиху ль-гафилин»
О семи вещах
От Абу Убайдаллаха Куршия передают, что некий человек преодолел семьсот фарсахов, чтобы спросить у ученого о семи вещах. Придя к нему, он сказал: «Поистине, я пришел к тебе из-за тех знаний, которыми Аллах наделил тебя. Расскажи мне о небесах и о том, что тяжелее их; об этой земле и о том, что шире её; о камне и о том, что жестче его; об огне и о том, что жарче его; о стуже и о том, что холоднее её; о море и о том, что богаче его; о сироте и о том, кто слабее его».
Мудрец ответил: «Клевета на чистого человека тяжелее, чем небеса; истина шире, чем земля; сердце довольствующегося малым богаче моря; жадность в теле жарче огня; нужда к близкому человеку, когда не решается, холоднее стужи; сердце неверного черствее камня, и разоблачившийся сплетник слабее, чем сирота, так как он становится униженным».
«Танбих ль-Гафилин»
Парализованная рука
Передают от Аиши (да будет доволен им Аллах), что однажды к ней подошла девушка, рука у нее была спрятана в рукаве.
– Что с тобой, почему ты прячешь руку? – спросила Аиша (да будет доволен им Аллах).
– Не спрашивайте, о мать правоверных, – ответила девушка.
– Ты должна мне все рассказать, – настояла Аиша (да будет доволен им Аллах).
Тогда девушка поведала:
– О мать правоверных, у меня были родители, и мой отец любил давать милостыню, а мать, напротив, не любила этого, я не видела, чтобы она давала пожертвование, кроме кусочка жира или изношенной одежды. Когда родители умерли, я увидела во сне, как будто наступил Судный день. И я увидела среди людей свою мать, на ней была изношенная одежда, а в руке кусочек жира, который она облизывала и кричала: «О, жажда!» И я увидела отца на краю водоема, он поил людей водой, а для него не было любимей милостыни, чем поить людей водой. Я взяла чашу и напоила свою мать, тогда я услышала голос: «У того, кто напоит эту женщину, отсохнет рука», – а когда я проснулась, моя рука была уже парализована.
«Танбиху ль-Гафилин»
Набожный брат
У одного праведника был набожный брат, который посещал его раз в год. И вот он в очередной раз пришел навестить брата, постучал в дверь, невестка спросила:
– Кто там?
– Брат по вере твоего мужа, пришел навестить его.
– Он ушел за дровами, да не вернет его Аллах! – ответила жена и начала сильно ругать и обзывать своего мужа.
В это время вернулся муж, его тюк с дровами нес на себе лев, а сам он шел впереди. Подойдя ближе, он поздоровался и поприветствовал брата, затем спустил дрова со спины льва и сказал ему:
– Ступай, да одарит тебя Аллах благодатью.
Затем завел своего брата в дом, а жена продолжала ругаться, но он ей ничего не отвечал. Затем, накормив брата, проводил его и попрощался. Гость был очень удивлен, как терпеливо его ближайший родственник сносил безобразное поведение жены.
Он посетил его вновь на следующий год. Постучал в дверь, невестка спросила:
– Кто там?
– Брат вашего мужа, пришел навестить его, – ответил человек.
– Добро пожаловать, – послышался приветливый ответ. Затем она стала расхваливать мужа и гостя, предложив подождать.
Муж вернулся, на этот раз дрова он нес на спине. Заведя брата домой, накормил его, а жена продолжала хвалить их обоих.
Когда они решили попрощаться, брат спросил о том, что он видел в этот и прошлый раз: как случилось, что лев нес дрова на себе, когда у него была плохая жена с нехорошим языком, и о том, что он нес дрова на себе, когда у него жена добрая, хвалящая его, праведная? Муж ответил:
– О мой брат, умерла та злобная жена, а ведь я терпел всю её ругань и упреки, и Аллах из-за моего терпения подчинил мне льва, которого ты видел несущим на спине дрова. А затем я женился на праведной женщине и нахожусь в покое с ней, от меня ушел лев, и я вынужден таскать дрова на себе, по причине того покоя, который я получил от праведной жены.
«Аз-Заваджир»