Однако даавату (дагвату) в религии Ислам отводится очень значимая роль!!! Вкратце напомню, что же такое даваат (дагват):

Даават (дагват) ‒ это призыв, приглашение в Ислам (араб. دعوة‎‎ ‒ призыв).

Даже самые первые ниспосланные пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) аяты Священного Корана содержали призыв к проповеди: 

Читай [о, Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал.

 

Священный Коран, 96:1-5

«اقْرَ» по смыслу еще переводится и как «провозглашай», т.к. пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не умел читать и писать.

В последующих аятах 96 суры «Аль-Аляк» («Сгусток») также упоминается призыв к богобоязненности: 

Видел ли ты того, кто мешает рабу, когда тот молится? Как ты думаешь, а вдруг он был на правом пути или призывал к богобоязненности? Как ты думаешь, а вдруг он счел ложью истину и отвернулся? Неужели он не знал, что Аллах видит его?

 

Священный Коран, 96:9-14

 

Даават в зависимости от того, в отношении кого он ведется можно условно разделить на:

Даават для мусульман

В центре внимания этой работы те, кто считает себя правоверным. К этим людям обращаются с призывом соблюдать законы ислама, возрождать утраченные духовные ценности, разъясняют различия между обычаями и шариатом, а также объясняют необходимость углубленного изучения священных писаний и более точного выполнения заповедей пророка.

Даават для немусульман, представителей других религий

Эта работа обращена на верующих из других конфессий. Общаясь с немусульманами, следует больше внимания уделить аспектам о единстве Бога; объяснять истинные ценности религии Ислам, а не стереотипы, навязываемые большинством СМИ; знакомить со священными книгами мусульман и т. д.

 Даават для неверующих (атеистов)

Для этой категории людей первостепенным является объяснение преимущества веры перед неверием, а также направление умов на размышление о смысле жизни, а затем уже разъяснение основ веры и религии Ислам.

В отличие от проповедников других религий мусульманам запрещается навязывание своих взглядов кому бы то ни было, ибо сказано в Священном Коране: 

Нет принуждения в религии! Верный путь очевидно и явно отличается от заблуждения (от пути греха). Кто не верит Сатане [его соблазняющим обещаниям, смертоносным фантазиям], а [всем сердцем] верит Богу (верует в Него), тот ухватился за надежное, оно не оборвется (не подведет). Всевышний все слышит и обо всем знает.

 

Священный Коран, 2:256

Истинные дааватчики никогда не будут призывать к Исламу без того, что к ним не будут обращаться с вопросами и не будет хоть какой-то заинтересованности в аудитории. 

У многих даават ассоциируется с людьми, оставившими семью и занимающимися исключительно проповеднической деятельностью, но это очередной наш стереотип! 

Для того чтобы призвать кого-то к религии Ислам не надо становится «странствующим монахом», делать даават можно даже стараясь быть примером во всем благом для окружающих тебя людей и, иншалЛах, они последуют твоему успешному примеру и примут Ислам всем сердцем!!! 

Далее я хотел бы вам рассказать об одном случае, произошедшим со мной. 

В один из зимних дней февраля я катил, не торопясь, коляску по оживленной улице Рябикова, что в Засвияжском районе нашего славного города Ульяновска. Дочка Аиша, с нарумяненными от мороза щечками, мирно спала. 

Минус 20 давало о себе знать, но мы гуляли не торопясь. Нам было очень хорошо! 

Направление мы держали домой, люди проходили на встречу смотря на фонарик, прикрепленный к переднему бамперу коляски, затем на меня говоря про себя «хммм»… 

Вглядываясь в прохожих, я пытался рассмотреть следы нура в них, но все были какие-то озабоченные, хмурые, грустные. 

Как хотелось бы всем помочь, помочь обрести спокойствие и смысл жизни. Как хотелось, чтобы все они посмотрели внимательно фильм «Смысл жизни» Халида Ясина, который накануне посмотрел я, но… 

Неожиданно, меня остановила женщина высокого роста в большой рыжей шубе с добрыми и светлыми глазами.  Она вежливо ко мне обратилась: «Извините, можно задать Вам вопрос?». Я удивленно: «Конечно», ‒ осознав с радостью, что мои бесполезные мыслительные процессы были прерваны.

- Прохожая: «Что вы читаете про воспитание детей?». 

- Я: «Читаю Комаровского, Сирсов. Слышали про Комаровского? ‒ очень здравый педиатр».

- Прохожая: «Нет, не слышала».

- Я: «Советую, нам очень помог»

- Прохожая: «А слышали ли Вы про писание».

- Я: «Конечно, про какой из 4-х, ниспосланных Всевышнем?».

- Прохожая: «Писание только одно, оно содержит в себе все … книг (количество точно не помню).

Тут в течение 30 минут я постарался рассказать ей про столпы имана и ислама. А как ей было интересно слушать про веру в судный день; про момент, когда за нашей душой приходит Ангел смерти; что важно быть мусульманином в момент смерти (т.е. покорным только одному Аллаху), ‒ я догадывался по ее заинтересованному взгляду. 

Но самым изумительным для меня было, когда я узнал от нее: 

1) В момент рассказа ей про единобожие, что Бог один ‒ Аллах (параллельно объясняя, что с арабского Аллах переводится как «единый Бог», а мусульманин ‒ «покорный Богу»), я узнаю, что она также считает Бога единым, не имеющим сотоварищей. Она также не верит в Троицу, которая появилась спустя века не понятно откуда. 

2) В момент рассказа про «веру в пророков» я выяснил, что она не считает пророка Ису (мир ему) Богом, а также как и мы считает его человеком, наделенным пророческой миссией. 

В итоге, когда мы прощались, я ей сказал, что она единобожница, покорная богу и, выходит, что на языке пророков (на арабском), она ‒ мусульманка. На что она мне не возразила, а лишь с удивленным и загадочным видом пошла дальше. 

Пусть Всевышний Аллах направит ее на прямой путь, а нам, мусульманам, дает возможности и силы каждый день стараться осуществлять даават!!! 

P.S. Прошу Аллаха, чтобы он уберег нас от ошибок в даавате.