Тот, кто внимательно читает Книгу Всевышнего Аллаха, должен заметить какое значение Аллах придаёт рассказам. В тексте Почтенной Книги периодически встречаются различные истории , изложенные в ясной и поучительной форме. Всё потому, что доведение этих рассказов преследует определённые цели. В этих целях заключены многообразная мудрость и превосходные скрытые смыслы. Вкратце изложим самые основные цели коранических рассказов.
Самая великая и самая значимая цель историй из Корана – это подтверждение пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также того, что Коран является откровением Всевышнего Аллаха. Это объясняется тем, что в те времена были утеряны знания о прошлом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был неграмотным, не умел читать и писать. Таким же неграмотным был и его народ. Он не рос среди обладателей Писания. У арабов не было школ, где бы он или кто-то из его народа мог учиться. Он не имел никаких отношений ни с кем из ученых, которые разбирались в прежнем Писании, и ничего абсолютно не получил от них. Вдруг он начинает сообщать сведения о пророках и их общинах. При этом его сообщения точно и безошибочно совпадают с теми данными, которые имелись у обладателей Писания, и устраняют все имевшиеся в них неточности, возникшие по причине искажений и подмен. Помимо этого, новое откровение сообщало о событиях, которые не были известны обладателям Писания и не упоминались в их наследии. Всевышний Аллах сказал: «Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)» (Коран, 5: 48).
Ученые из числа обладателей Писания скрывали знания, которыми владели, и никого в них не посвящали. Коранические рассказы, тем самым, свидетельствовали о том, что они могли исходить не иначе, как от Ведающего тайным и явным, которому известны тайны на небесах и земле. Почтенный Коран упоминает об этом чуде. Во многих его эпизодах имеются недвусмысленные утверждения об этом, чем подтверждается его необыкновенность и бросается вызов любому, кто сомневается в нём и отрицает его. К примеру, после упоминания истории о Марьям, о том, как пророк Аллаха Закария взял её под свою опеку, Аллах говорит: «Это – часть рассказов о сокровенном, которое Мы сообщаем тебе в откровении. Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию). Ты не был с ними, когда они препирались» (Коран, 3: 44). В суре «Худ» он также говорит: «Все это – повествования о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Будь же терпелив, ибо добрый исход уготован богобоязненным» (Коран, 11: 49). Посланник Аллаха был неграмотным. Он не прочитал ни одной надписи и не учился ни у одного ученого. Его народ был таким же неграмотным. Они не были свидетелями тех событий и не встречались с участниками событий, о которых рассказывает Коран. Более того, посланник Аллаха подвергся проверке на знание тех историй сокровенного прошлого, о которых сообщал. Обладатели Писания задавали ему вопросы о том, что, по их мнению, он не должен был знать. Через жителей Мекки они спрашивали его о обитателях пещеры, о духе, о Зуль-Карнайне. На все эти вопросы он отвечал им с точностью и в подробностях.
Объявление о том, что Аллах в конечном счете поможет Своим посланникам, пророкам и погубит лживых неверующих. Коранические рассказы укрепили сердце пророка и придали силы душам верующих. Людям явились поочередно разъяснения через коранические рассказы о победе верующих и унижении неверных, об установлении истины и исчезновении лжи, о возвышении знамени справедливости и устранении силы тирании.
Размышляя об историях с пророками необходимо задуматься над следующими аятами суры Худ: «Это — некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них все еще существуют, а другие уже скошены. Мы не были к ним несправедливы, однако они сами поступили несправедливо по отношению к себе. Когда явилось веление твоего Господа, божества, к которым они взывали вместо Аллаха, ничем не помогли им. Они не приумножили им ничего, кроме погибели. Такой была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Воистину, Хватка Его мучительна, сурова. Воистину, в этом — знамение для тех, кто страшится мучений в Последней жизни. Это будет день, когда будут собраны люди. Это будет день, когда все будут присутствовать» (11:100-103).
В суре «Прощающий» Всевышний говорит в рассказе о Мусе, фараоне и верующих: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели. В тот день извинения (или оправдания) не помогут беззаконникам. На них лежит проклятие, и им уготована Скверная обитель» (40:51-52).
Понятное объяснение религии и закрепление основ веры, посредством содержащихся в этих рассказах диалогов, наставлений и диспутов. Их готов послушать и прочитать любой: согласный с этими историями и несогласный, верующий и неверующий. Ибо этим рассказам свойственна увлекательность и эффектность Корана.
Задумайтесь о том, что сказал уверовавший из рода фараона, когда испугался за то, что фараон поступит жестоко и несправедливо с Мусой: «Верующий мужчина из рода Фараона, скрывавший свою веру, сказал: «Неужели вы убьете человека за то, что он говорит: “Мой Господь — Аллах”? Ведь он явился к вам с ясными знамениями от вашего Господа”» (40:28).
В истории Мусы и фараона устами верующего передаются наставления, имеющиеся высшую важность и целиком состоящие из глубоких религиозных смыслов. Диалоги, приводимые в этой истории, содержат в себе ясные сведения, что делает историю более проникающей в души.
В заключении хотелось бы привести слова Всевышнего Аллаха: «Тебя не было на западном склоне, когда Мы возложили на Мусу (Моисея) наши повеления, и тебя не было в числе присутствовавших. Но Мы сотворили поколения после Мусы (Моисея), и долгим оказался для них срок. Тебя не было среди жителей Мадьяна, и ты не читал им Наши аяты, но Мы отправили посланников. Тебя не было на склоне горы, когда Мы воззвали, но это было милостью твоего Господа, чтобы ты предостерег народ, к которому до тебя не приходил предостерегающий увещеватель. Быть может, они помянут назидание» (28: 44).