Можно сказать, что все радикалы, объясняющие свои действия исламом, на самом деле, далеки от правильного понимания фундаментального принципа исламского вероучения – таухида, или единобожия – который они якобы отстаивают. Но истинная вера в таухид означает предельное смирение, принятие многообразия и уважение ко всем людям.
Сейчас принцип уважения многообразия – один из самых горячо обсуждаемых принципов ислама, в то время как исламское мировоззрение, базирующееся на таухиде, диктует верующим необходимость подлинного принятия плюрализма.
Мы то и дело слышим громкие призывы к реформированию ислама, реформистские настроения подогреваются серьезными нарушениями прав человека, которые совершают некоторые мусульмане и люди, действующие во имя ислама, которым неведомы понятия толерантности, плюрализма и многоликости человечества.
Действительно, многие, в том числе, сами мусульмане, смутно представляют, каким образом основы исламского вероучения (акыда) связаны с миролюбием и уважением плюрализма.
Что же означает единобожие для мусульманина? Верующие ученые утверждают, что создание Богом Вселенной не было одиночным актом, вслед за которым Он оставил ее, чтобы она жила по установленным Им законам. Напротив, акт сотворения непрерывен, то есть, все сущее непрестанно приходит от Бога, возвращается к Нему и исчезает у Него. Это напоминает бесконечное перетекание энергии или движение заряженных частиц.
Точно так же догматы ислама подразумевают, что сотворение Богом всего сущего происходит в каждый момент, непрестанно. Являя Себя во всех Своих возвышенных и прекрасных божественных Именах и Атрибутах (Асма уль-Хусна), Аллах от века творит, уничтожает и снова создает. Доказательством тому служит священное Писание:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Коран, 37:96).
Другой аят гласит:
«…вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров»(Коран, 81:29).
Понятие единобожия, опирающееся именно на такую трактовку, означает, что только Богу известно, что произойдет в следующий момент и что находится в сердцах и умах людей. Потому что следующее мгновение никому не ведомо. Также никто не может ручаться за неизменность своей веры (имана) или полагаться только на свои дела и вершить окончательный суд над людьми.
Только Один Создатель неизменен и абсолютен. В свою очередь многообразие мира, в том числе, многообразие человечества, является доказательством единобожия и подтверждением того, что Бог творил и не перестает творить все это многообразие, показывая Свою безграничность, абсолютное могущество и абсолютное знание.
Таким образом, ислам относит многообразие к категории теологических понятий. Он не только подтверждает многообразие или плюрализм, но и отражает метафизику многообразия, возвышая его до разряда духовных ценностей.
Коран гласит:
«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48).
Кроме того, согласно этой логике, в силу человеческой природы (фитра) рабом Аллаха, т.е. мусульманином, по своей сути, является не только каждый из нас, но даже любой неверующий человек – в этой жизни он потенциально тоже может стать верующим. Никто не знает, что Богу будет угодно сотворить в следующий момент в человеческом сердце. Ведь даже некоторые из заклятых врагов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Мекке рано или поздно стали мусульманами.
Помимо этого искренняя вера в таухид дает мир и спокойствие.
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха» (Коран, 13:28).
За утешением приходит мир, и вместе они ведут к естественному принятию и пониманию других.
При должном соблюдении вера в таухид не оставляет места для гордыни в сердцах и умах верующих, так как существует логическая связь между верой в таухид, смирением, отказом от гордыни, плюрализмом, уважением к человеку.
Плюрализм – это не просто принятие многообразия, но и взаимодействие с ним, и мусульмане должны не только терпеть и принимать «других», но и активно взаимодействовать с ними.
Впрочем, установки религиозного радикализма, в частности, такфиризм (разновидность радикальной интерпретации ислама, приверженцы которой обвиняют других мусульман в неверии и отступничестве) и хариджизм (наиболее радикальная и непримиримая ветвь такфиризма) сформированы под влиянием настолько глубоко укоренившейся гордыни, что она невольно оспаривает власть Всевышнего.
Гордыня религиозных экстремистов проявляется в их притязаниях на олицетворение «истины в последней инстанции», обладание «единственно правильным» планом справедливого переустройства мира в их отношении к другим людям и народам.
Можно сказать, что все радикальные мусульмане, объясняющие свои действия исламом, на самом деле, как ни парадоксально, далеки от правильного понимания фундаментального принципа исламского вероучения – таухида, или единобожия – который они якобы отстаивают. Но истинная вера в таухид означает предельное смирение, принятие многообразия и уважение ко всем людям.
Хотя толерантность и плюрализм – важные элементы ислама, многие, в том числе мусульмане, полагают, что ислам и плюрализм – вещи несовместимые. И в этом нельзя обвинять только исламофобию. Это, прежде всего, результат глубокого интеллектуального и духовного кризиса уммы во всем мире, который коренится в ошибочном понимании таухида.