«Хушуг» в молитве
«Хушуг» в молитве
9 лет назад 2902 www.info-islam.ru
Абдуссабур Хайрутдинов

Всем мы, наверное, слышали о том, что молитва должна исполняться с чувством покорности, смирения, благоговения, все это в арабском языке обозначается словом «хушуг». Очень много хадисов, повествующих о том, что любая молитва должна исполняться именно с этим чувством. Но как этого достичь, какие усилия нужно приложить для того, чтобы достичь такого состояния? Обо всем этом, а именно о том, как нужно исполнять молитву должным образом, как достичь состояния «хушуг», упомянуто в хадисах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Давайте с вами узнаем о том, как улучшить свою молитву. Очень важными действиями при совершении молитвы являются те, которые относятся к категории дополнительных, не говоря уже о действиях обязательных. Давайте по пунктам рассмотрим те действия, которые помогут в достижении чувства смирения и благоговения в молитве: 

1. Приготовление к молитве. В этот пункт могут входить: повторение слов муаззина, совершение известного дуа после окончания азана, совершение любого дуа между азаном и икамой, совершение малого омовения (вуду‘) должным образом и предварительным произнесением «бисмиллях», произнесением дуа после завершения малого омовения, чистка зубов мисваком, переодевание в самую чистую и красивую одежду, возвеличивание Всевышнего (произнесение такбира), направление в мечеть спокойным шагом, ождание наступления молитвы, и выравнивание рядов молящихся. 

2. Спокойствие в молитве. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву спокойно, не торопясь, так, что все его кости возвращались в изначальное положение. То есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не читал быстро. 

3. Помнить о смерти в молитве. Согласно словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вспоминай в молитве о смерти, воистину, человек, помнящий на протяжении молитвы о смерти, старается улучшить свою молитву. И читай молитву так, как будто ты читаешь последнюю молитву». 

4. Размышление над аятами в молитве и зикрами после ее завершения. В свою очередь размышление о том, какие аяты читает мусульманин, не может происходить без знания, о чем эти аяты говорят, и какой несут смысл. Только когда человек понимает то, что он произносит, понимает о том, какой смысл несет в себе аят, только тогда это возымеет должный результат, и только тогда это будет действовать на мусульманина. Всевышний Аллах сказал: «Когда им напоминают о знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми» Сура «аль-Фуркан», 73 аят. В свою очередь, указанием на то, что мусульманин размышляет над аятами, является взаимодействие с аятами, например, если в аяте идет повеление восхвалить Аллаха – он восхваляет, если в аяте идет повеление прибегать к Аллаху – он прибегает и т.д. Одним из моментов взаимодействия с аятами является произнесение «аминь» после того, как имам прочитает суру «аль-Фатиха» до конца. Аминь произносится негромко, шепотом. В произнесении «аминь» после «аль-Фатихи» заложено очень большое благо для верующего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда имам говорит «аминь», то и вы говорите «аминь», поистине, тот, у кого произнесение «аминь» совпадет с произнесением «аминь» ангелами, тому будут прощены прежние грехи» (Бухари). Такое же большое вознаграждение получает мусульманин за слова, которые произносятся после слов имама: «Самиаллаху лиман хамидах», после чего нужно говорить: «Раббана лякаль-хамд». 

5. Разделять чтение по аятам и не торопиться при их чтении, поскольку это помогает лучше вникнуть в суть прочитанного из Корана. Это есть сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он, да благословит его Аллах и приветствует, читал каждую букву четко.

6. Чтение Корана нараспев, улучшая при этом голос. Согласно словам Всевышнего Аллаха: «И читай Коран размеренным чтением». Этот аят приводится в суре «аль-Музаммиль», кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Украшайте Коран вашими голосами, воистину, красивый голос прибавляет красоту Корану» (аль-Хаким). 

7. Знать, что Всевышний Аллах отвечает молящемуся непосредственно в самой молитве. Всевышний Аллах сказал: «Я разделил молитву пополам между Мной и Моим рабом, и рабу Моему (будет) то, о чем он просит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху Господу миров», Всевышний говорит: «Восхвалил Меня Мой раб». Когда раб говорит: «Милостивому, Милосердному», Всевышний говорит: «Благодарит Меня раб Мой». Когда говорит: «Царь в День Суда», Всевышний говорит: «Превознес Меня раб Мой». Когда говорит: «Только тебе мы поклоняемся и только тебя мы просим помочь», Всевышний говорит: «Это между мной и моим рабом, и рабу Моему (будет даровано) то, о чем он просил». Когда говорит: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого ты облагодетельствовал, не путем тех, кто под гневом Твоим и не заблудших», Всевышний говорит: «Это рабу Моему, и рабу даровано то, о чем он просил». 

8. Совершать молитву, перед преградой, на близком от нее расстоянии, чтобы никто не помешал молиться, если непреднамеренно пройдет перед молящимся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из Вас молится на преграду, то пусть станет к ней ближе, чтобы не проходил перед ним шайтан» (Абу Дауд). 

9. Во время молитвы смотреть на место совершения саджда (земной поклон), поскольку, по словам Аиши, да будет доволен ею Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступал именно так: во время совершения молитвы он склонял голову и опускал взор на то место, где впоследствии совершал земной поклон.

10. Совершать «саджда тилява» после прочтения соответствующих аятов. Всевышний Аллах сказал: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» (Сура «аль-Исра», 109 аят), «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (9 аят суры «Марьям»). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда прочитывает сын Адама (аят, предписывающий совершить саджда), и он совершает саджда, отдаляется от него шайтан, плача и говоря: «О горе мне! Сыну Адама было велено совершить саджда, и он совершил его, и за это ему Рай, а мне было велено совершить саджда, и я отказался, и мне за это Ад» (Муслим). 

11. Истиаза – произнесение формы истиазы: «Аузу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим /Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого (проклятого)/». Шайтан является врагом мусульманина. Одно из его вражеских проявлений – это его наущения молящемуся, чтобы лишить его смирения. 

12. Совершать как можно больше дуа, особенно в саджда. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ближе всего к Господу раб, находящийся в саджда, поэтому совершайте больше дуа в сажда» (Муслим). 

13. Совершать зикры после молитвы, так как это также способствует достижению смиренности. 

14. Убрать все то, что мешает сконцентрироваться во время молитвы. Так в одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Аише, да будет доволен ею Аллах, убрать занавеску, на который были узоры, помешавшие Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сконцентрироваться на молитве. 

15. Не совершать молитву в то время, когда принесли еду. Стоит сделать примечание, что этот пункт относится только к тому, кто постится. 

16. Не совершать молитву, если человек чувствует большую или малую нужду. 

17. Не заниматься ненужными делами. 

18. Не вертеться во время молитвы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что молитва, в которой человек вертится, украдена шайтаном. 

19. Не обращать взор во время молитвы вверх. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остерегал от этого, говоря: «Пусть никто из вас не поднимает свой взор в небо при совершении молитвы» (Муслим). 

20. Не плеваться во время молитвы, поскольку это не соответствует этикету совершения молитвы, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не плюйте во время молитвы перед собой, поистине, во время молитвы перед молящимся Лик Аллаха».

21. Прикрывать рот рукой, когда есть позывы к зеву. Так как в это время может зайти шайтан. 

22. Во время молитвы нельзя ставить руки на талию, поскольку Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поступать подобным образом. 

0 комментариев