В конце октября в Казани проходила международная научно-практическая конференция «Ислам в мультикультурном мире», которая собрала большое количество экспертов из разных уголков мира. Одна из участниц конференции, исследователь из Амстердамского университета, Ева Рогаар рассказала корреспонденту интервью ИА IslamNews Ксении Сафиуллиной о феномене и особенностях русского ислама.
- Добрый день, Ева! Расскажите, что вас побудило заняться изучением русского ислама?
– Однажды в университете мне попалась любопытная статья на эту тему. Мне стало интересно, почему вдруг молодые люди, часто из интеллектуальной среды, выбирают для себя эту религию, какие причины побуждают их на этот шаг. Голландские СМИ выставляют ислам не с лучшей стороны, часто демонстрируют отрицательные примеры. Мне же захотелось узнать, как дело обстоит на самом деле.
- О каких отрицательных примерах идет речь?
– Их не так много, но есть люди, которые принимают ислам и уезжают воевать в Сирию. В Голландии 120 человек новообращенных уехало. Но я знаю и иные примеры, побуждающие людей переходить в ислам. Только об этом никогда не говорят и не пишут.
- Поэтому вы поехали в Москву, чтобы увидеть все собственными глазами?
– Мне интересен русский язык и русская культура. Здесь я обучаюсь на кафедре русской филологии в МГУ. Да, мне было любопытно узнать, какие идеи движут русскими мусульманами, и что вообще происходит в этом плане в России. Познакомилась здесь с разными типажами русских мусульман. Имеются среди них такие, кто поддерживает радикальные настроения, и я могу быть с ними не согласна. Но их меньшинство. Есть более интересные, достойные наблюдения примеры.
- Можно ли сделать уже какие-то выводы по результатам исследования?
– Могу сказать, что среди русских мусульман много тех, кто желает сохранить свою национальную идентичность, не растворяясь в других этнических группах, исповедующих ислам. Они следуют по своему, уникальному пути. В то же время, и среди русских мусульман витает много разных идей, они часто не совпадают между собой по каким-то вопросам, имеют меж мазхабные противоречия, несовместимость взглядов на политические процессы в стране и мире. Например, одни думают, что политика России настроена агрессивно против русских мусульман, считая их пятой колонной. Другие же склонны полагать, что отношение властей направленно не конкретно против русских мусульман, а в целом на активных, думающих людей, которые всегда будут вызывать особую настороженность.
- Какие мотивы движут русскими в принятии ислама?
– Они просто искали правду. В чем-то не были уверены как правильно жить, разочаровались в институте православной церкви, в повсеместном моральном разложении общества, коррупции и так далее. Ислам стал ответом на многие их вопросы, предложил понятную альтернативу развития общества и государства, и прежде всего человеческой личности.
- Можете составить социальный портрет русского мусульманина?
– Это молодые, активные и образованные люди от 20 до 40 лет. Ислам привлекает русских интеллектуалов, тех, кто входит в интеллектуальную или научную среду.
- А что вас удивляет или шокирует в феномене русского ислама?
– Удивляет сам факт религиозности. Для Голландии это непривычно, в моем окружении вообще нет верующих людей. Поэтому, в вопросах религии мы можем давать достаточно грубые оценки – либо черное, либо белое. Не зря я взялась изучать тему русского ислама, так как понимаю, что не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Интересен сам процесс трансформации человеческой личности, как она меняется с принятием ислама.
– И что же происходит с личностью?
– Я заметила, что новообращенные более щепетильны в вопросах соблюдения религии, особенно на первых порах. Они стараются досконально все изучить. Резко порывают со своим прошлым. В этом, наверное, проявляется глубина русской души, которая не приемлет поверхностных отношений к чему-либо.
– Какие есть сходства и различия между новообращенными русскими и, скажем, голландцами?
– Я не занималась специально этим вопросом, но думаю, большую роль играет то, что мусульмане Голландии – иммигранты, а Россию населяют коренные мусульманские народы, поэтому русским ислам ближе. К тому же, россияне более религиозный народ, чем голландцы и европейцы в целом. Это красной нитью проходит и в произведениях русских классиков – русский народ не мыслит себя без религии. В Европе к исламу относятся с особым подозрением, которое подогревается накаленной обстановкой в мире.
- Есть мнение, что после событий 11 сентября, напротив, по всему миру прошлась волна принятия ислама…
– Может быть, это произошло по причинам протеста против Запада и либерализма. И сегодня среди новообращенных мусульман присутствуют специфические идеи, некоторые из них, например, поддерживают политику ИГИЛ.
- Вам знакомы случаи, когда новообращенные русские принимают ислам, но, по какой-то причине, после выходят из него?
– Мне знаком только один случай, когда молодой человек принял ислам и стал фанатичным салафитом, но позже решил, что эта религия ему не подходит. Зависит от того, в какую почву попадает новообращенный и какие изначально идеи им движут.
Мне бы не хотелось давать какие-то оценки, оправдывать или осуждать новообращенных. Мне интересен этот процесс с точки зрения исследования. Интересно изучать отношения между официальным православием и исламом. А вопросов всегда бывает больше, чем ответов.