Введение
Пионеры исламской экономической системы утверждали, что экономика, основанная на исламских ценностях и принципах, должна породить нравственную систему экономики, которая способна служить не только мусульманам, но и всему человечеству.
Такая экономика будет стремиться соответствовать целям шариата, что обеспечит ей справедливость и динамичное развитие.
Предполагается, что финансовая отрасль, строясь по принципу распределения рисков и служа всем слоям общества, становится залогом равенства, стабильности и роста.
Однако, воплощение исламской экономической теории пока что породило лишь экономические подсистемы в рамках финансового сектора. И если короткая история исламской финансовой отрасли характеризуется впечатляющими темпами развития, но, в общем, есть ощущение, что исламские финансы все же не выполняют свои социальные и этические задачи с точки зрения шариата.
И хотя критика в отношении этой отрасли подлежит проверке эмпирическим путем, существует необходимость получить четкое представление о том, что считать этичным в разрезе исламских финансов.
Обращение к этому вопросу требует изучения характера и обязанностей субъекта предпринимательской деятельности (фирмы). В 1979 году Арчи Кэрролл (Archie Carroll), а в 2003 году он вместе с Марком Шварцем (Mark Schwartz) дали определение этим обязанностям, разделив их на экономические, правовые, моральные и благотворительные.
Экономические обязанности – самые очевидные из сферы ответственности фирмы, вытекающие из того, что она занимается продажей товаров и услуг с целью получения прибыли. При этом, стремясь получить прибыль, фирма должна следовать законодательству соответствующей страны. Общество также ожидает, что помимо экономико-правовых обязанностей фирма будет следовать определенным моральным нормам. И, наконец, желательно, чтобы она не сторонилась благотворительности, хотя это остается на ее усмотрение.
Будучи частью этической экономики и следуя принципам шариата, исламские компании в целом и банки в частности имеют несколько иные обязанности. Деятельность исламских банков должна соответствовать не только законодательным и нормативно-правовым актам государства, но и подчиняться исламскому закону. Более того, этичность – не пожелание, а обязательное требование к деятельности исламской фирмы.
Раз соблюдение этических норм является ключевым принципом исламского банкинга, необходимо определить эти нормы с точки зрения ислама. Отметим, что нравственно-этический аспект предпринимательской деятельности с трудом поддается четкому определению, даже, когда речь идет о традиционных формах бизнеса. Что касается исламских банков, то сформулировать его еще труднее, потому что он не только охватывает этические стандарты, регулирующие деятельность традиционных банков, но и предполагает дополнительные требования.
Поскольку исламские банки должны следовать принципам и ценностям ислама, то последние определяют дополнительные факторы, влияющие на этическую составляющую банковской деятельности. В первую очередь, этими факторами являются нормы морали и нормы закона. И если отношения между исламским законом и этикой так или иначе обсуждаются, то, насколько нам известно, нет никаких исследований о связи морали и этических принципов исламского банкинга.
Данная статья является попыткой заполнить этот пробел, очертив сферу этических принципов деятельности исламского финансового сектора, связав ее с моралью. Мы считаем, что выработать соответствующую исламскую позицию в отношении этики исламского банкинга можно, но только выйдя за рамки правовой аргументации и изучив моральные принципы, вытекающие из исламского учения.
В первую очередь, мы изучим этические вопросы, связанные с понятием долговых обязательств, этим ключевым инструментом банковского сектора. В то время, как идеальная модель исламского банкинга предполагает двухуровневую модель «мудараба» (вид партнерства, при котором один партнер предоставляет другому средства для вложения в коммерческое предприятие), исламские финансы оказались системой, где доминируют долговые инструменты.
Хотя долговое обязательство является неотъемлемой частью исламской финансовой системы, сила его влияния на людей и общество приводит к определенным моральным последствиям. В то же время моральные следствия денежного долга игнорируются в практике и системе понятий исламской финансовой отрасли. Мы делаем такой вывод, исходя из того, что исламские ученые, экономисты и практики в целом никак не реагируют на увеличение доли задолженности в экономике, как на индивидуальном, так и на национальном уровнях.
Тот факт, что они не беспокоятся по поводу больших долгов, объясняется тем, что большинство из них придерживаются формально-юридического подхода, считая, что раз долг создается средствами, одобряемыми шариатом, его размеры уже не проблема. Мы же считаем, что такой формальный подход может привести к аморальности, потому что он игнорирует более широкие области учения ислама о морали.
Следующая глава помогает четко понять различия между нормами, давая определение морали, этики и закона. В третьей главе обсуждаются эти три свода норм с точки зрения ислама, дается классификация действий в разрезе права и морали, а также рассматриваются отношения этики с законом и моралью. В четвертой главе мы обсуждаем воздействие исламской морали на этическую сторону деятельности исламских банков в том, что касается финансовых долговых обязательств. И, наконец, в последней главе сделаны выводы из статьи и предложено несколько способов усовершенствовать систему этических стандартов исламских банков.
Мораль, этика и право
Нормы, регулирующие функционирование любого общества, можно разделить на моральные, этические и правовые. Во избежание смешения этих понятий и чтобы определить их взаимосвязь и взаимодействие, поясним, в первую очередь, их значение.
Джеффри Хазард (Geoffrey Hazard) определяет мораль как: «представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, которыми все мы руководствуемся лично и субъективно в нашей повседневной жизни» («Закон, мораль и этика», 1994-1995, Юридический журнал Южного Иллинойса № 19, с. 447-458).
Вербер Эрхард (Werber Erhard) и соавторы рассматривают мораль с точки зрения социума и определяют ее как «общепринятые стандарты того, что желательно и что нежелательно, правильного и неправильного поведения, того, что общество считает хорошим и плохим поведением человека, группы людей или организации» (Целостность: Положительная модель, воплощающая мораль, этику и право как нормативные явления (Integrity: A Positive Model that Incorporates the Normative Phenomena of Morality, Ethics and Legality), 2009, Журнал Гарвардской бизнес-школы №06-11).
Таким образом, они помещают мораль в «сферу социальной добродетели». Моральные ценности зафиксированы в культуре и определяются разнообразными факторами, такими как воспитание, образование, религия, окружение. Несмотря на, скорее, эмоциональную ориентацию моральных ценностей, их законность и правильность не вызывает сомнений.
Д.Хазард определяет этику как «нормы, которые действуют внутри группы на основании общего и чаще всего взаимного признания» («Закон…», 453).
Эрхард и другие дают более подробное определение этики: «согласованные нормы, определяющие желательное и нежелательное, правильное и ошибочное, хорошее или плохое с точки зрения группы поведение человека, подгруппы или организации, являющейся членом этой группы; может содержать дисциплинирующие элементы вплоть до исключения» из группы («Целостность…», 36).
То есть, они помещают этику в «сферу добродетелей группы». Один из способов понять, что такое этика, заключается в изучении результатов или последствий деятельности и поступков. Стало быть, то или иное действие является этичным, «если оно приносит благо обществу или, конкретнее, когда данное действие направлено на то, чтобы приносить обществу максимальную пользу в чистом виде (или наносить минимальный ущерб в чистом виде) в сравнении со всеми другими возможными действиями» («Закон…», 512).
Законы - это «нормы, официально провозглашенные органами политической власти, подлежащие исполнению, и более-менее регулярно применяемые путем судопроизводства на основании постановления суда» (там же, 448).
Эрхард и другие относят нормы права (закон) к области «государственной добродетели» и называют ими «систему законов и нормативно-правовых актов, определяющих правильное и неправильное поведение, обеспечением исполнения которых занимается государство путем осуществления им своих полицейских полномочий и судопроизводства с возможной угрозой применения или реальным применением взысканий, в том числе, опираясь на свое монопольное право применять физическое насилие».
В целом, закон является совокупностью правил, сформулированных в законодательных актах, указах и постановлениях, решениях судей или юристов и т.д. Если этика поощряет членов группы понимать ее нормы и выполнять их, то закон устанавливает четкие правила и нормы, при этом высший орган (например, правительство) требует их исполнения, применяя систему наказаний и санкций (Тeрри Рэй (Terry Ray), Различия между соответствующими концепциями этики, морали, права и правосудия (Differentiating the Related Concepts of Ethics, Morality, Law and Justice), 1996, Новые направления преподавания и обучения №66, с.47-53).
Нормы, регулирующие жизнь общества, занимая разные ниши в моральной, этической и правовой системах, обладают уникальными характеристиками и связаны между собой. Если мораль относится к отдельным людям и является субъективной, то этика более рациональна, и может меняться в контексте каждой группы; при этом этика считается понятием, которое состоит из компонентов морали.
В отличие от закона, власти не могут требовать исполнения этических и моральных норм – по суду или методами силового принуждения. Между теоретиками права, принадлежащим к западной школе, не прекращаются дебаты о роли морали в системе законов. Если позитивисты (такие как Герберт Харт (H.L.A.Hart)) считают, что закон аморален, то апологеты интерпретивизма (например, Рональд Дворкин (Ronald Dworkin)) считают, что между моралью и законом есть связь.
В работах 1994-1995 годов Д.Хазард отстаивает позицию последних и утверждает, что этика и мораль, свойственная людям и обществу, может влиять на законы; целенаправленными усилиями отдельных лиц в обществе возможно превратить моральную норму в норму права. Хотя считается, что эти три совокупности норм должны быть взаимодополняющими, на самом деле они могут противоречить друг другу. Например, может оказаться, что законодательное право в чем-то противоречит этике или морали. Примерами этому являются законы, которые легализуют рабство или дискриминацию.
Как упоминалось выше, соответствующие нормы, распространяющиеся на финансовые институты, - это законы и этические нормы, которые регулируют их деятельность. И если законы применяются одинаково ко всем фирмам, то этические нормы организации выполняют более узкие задачи и должны соответствовать ситуациям, актуальным для конкретной организации. (Аманда Синклер (Amanda Sinclair), Подходы к культуре и этике организации (Approaches to Organizational Culture and Ethics), 1993, Журнал деловой этики, №12, 63-73).
Дэвис формулирует некоторые этические нормы деятельности финансовых учреждений. По его мнению, они должны «осуществлять свою деятельность целостно и с применением соответствующих знаний, тщательностью и усердием, организовывать дела ответственно и эффективно на основании адекватной системы управления рисками, соблюдать соответствующие стандарты поведения на рынке, обеспечивать отсутствие конфликта интересов, уделять внимание интересам своих клиентов и относиться к ним справедливо и пр.» (Ховард Дэвис (Hovard Davies), Этика в регулировании, (Ethics in Regulation), 2001, Бизнес-этика: Европейский обзор, 10 (4), 280-287).
Этика, мораль и законность с точки зрения ислама
Суть исламского мировоззрения – это таухид, что означает единичность и полновластие Аллаха. Хотя таухид значит единство Бога и творения, это понятие распространяется на все аспекты жизни, в том числе - экономику и финансы.
Концепция таухида также подразумевает, что Бог – единственный источник ценностей и норм. Таким образом, любые дискуссии о законе и морали опираются именно на эту концепцию (Мохаммад Хашим Камали)(Kamali, Mohammad Hashim), Шариат: Введение. (Shari’ah Law: An Introduction), Из-во Oneworld Publications, Оксфорд. 2008).
Будучи совершенным сводом правил жизни, ислам определяет правила и нормы экономической деятельности и финансовых сделок. Исламская финансово-экономическая система отражает исламское мировоззрение и, как таковая, руководствуется законами и моралью ислама.
Главный принцип шариата таков: «Бог приказывает добро, потому что он обеспечивает благополучие общины, и запрещает зло, потому что зло и потому что оно противоречит общественному благу» (Салах-Эльдин Абдель Вахаб (Salah-Eldin Abdel-Wahab), Значение и структура закона в исламе (Meaning and Structure of Law in Islam), 1962-63 Vanderbilt Law Review, 16, 115-30).
Поскольку все учения ислама происходят из шариата, они охватывают и моральные и правовые нормы. Смысл в том, что исламский закон и мораль должны оказывать положительное влияние на благополучие и благо общества (маслаха). Однако, в данной статье для удобства мы пользуемся тремя видами норм, упоминавшихся выше, - это нормы морали (имеющие отношение к людям (обществу)), нормы этики (касающиеся групп, в том числе, организаций), и правовые нормы (обеспечением которых занимаются учреждения, обладающие соответствующими полномочиями).
Различия между законом и моралью можно изучить, обратившись к такому разделу исламской юриспруденции, как хукм таклифи (определяющий закон). Соответственно, «каждый поступок человека относится к одному из следующих пяти типов: обязательный (ваджиб или фард), желательный (мандуб), нежелательный (макрух), допустимый (мубах) и запрещенный (харам)» (Кевин Рейнхарт (Kevin Reinhart), Исламский закон как исламская этика (Islamic Law as Islamic Ethics), 1983, Журнал религиозной этики, 11(2), 186-203).
Камали утверждает, что «если первый и последний типы действий (ваджиб и харам) имеют силу закона, то остальные относятся к области морали и не подлежат рассмотрению судами.
Если шариат запрещает ростовщичество и игру, это становится обязательным с точки зрения права» (Шариат…, 47). Однако, исламское учение призывает не причинять вреда женщинам, старикам и животным, что отражает «моральный фундамент шариата» (там же, 49).
Мораль в шариате принимает форму поощрения и рекомендаций совершать желательное и избегать нежелательного. Нормы морали, которые относятся к желательному и нежелательному, происходят из шариата. Иногда в текстах существуют четкие указания на моральные нормы, иногда они только подразумеваются или определяются путем умозаключений. Пример четкой рекомендации находим в высказывании Пророка: «Кормите голодного, навещайте больного и помогайте страждущему». Пример непрямой, подразумеваемой нормы видим в таком высказывании Пророка: «О Аллах, ищу у Тебя прибежища от алчности» (аль-Бухари).
Смысл этого хадиса в том, что алчность – это качество, осуждаемое с моральной точки зрения, поэтому его следует избегать. Такие же выводы можно сделать из стихов Корана.
Саид Уддин (Syed Uddin) вывел некоторые нормы практики предпринимательства из разных аятов Корана. Например, он заключил, что Коране может значить «в каждом действии необходимы честность и правдивость, дознание и проверка; правильное и нравственное поведение, достойный доверия свидетель» (Коран, 17:36). Коран (11:85) можно интерпретировать как «никакого обмана при измерении и взвешивании, избегать зла и порока» (Саид Джамал Уддин (Syed Jamal Uddin), Понимание сферы бизнеса в исламе в эпоху глобализации: обзор, (Understanding the framework of business in Islam in an era of globalization: a review), 2003, Бизнес-этика: Европейский обзор, 12 (1), 23-32).
Отметим, что если в исламских обществах правовые вопросы решаются независимыми судами, то защитой моральных ценностей занимается институт хисбы (занимающийся распространением добра и предотвращением зла). Это не только показывает разницу между правовым и моральным аспектами в свете шариата, но также подчеркивает, что в исламском обществе мораль имеет огромную важность.