Поистине, мы принадлежим Аллаху и будем воскрешены для Отчета!
Дети — это счастье для родителей. Несмотря на хлопоты и переживания, бессонные ночи, они – самые долгожданные в жизни каждой новой семьи. Их появления все ждут с нетерпением, когда же они своим смехом озарят дом. Но что происходит с нами, когда смерть приходит к нашему ребенку? Смерть – явление неизбежное. Ни Пророки, ни святые, ни взрослые, ни дети не застрахованы от этого. Смерть ребенка – тяжелый удар, горькое бремя, которое ложится на плечи его родителей. Это испытание, требующее большого терпения, покорности и упования на Всевышнего Аллаха. Знайте, что дети, покинувшие этот мир до наступления совершеннолетия по Шари’ату, безгрешны, они чисты как белый лист бумаги. В Судный День такие дети, если за них была совершена ‘акыка (жертвоприношение) будут заступаться за своих родителей мусульман. Это должно хоть немного успокаивать родителей. Конечно, боль потери не проходит за мгновение. Только время и терпение — лекари в такой ситуации. Порой приходится слышать, что смерть ребенка становится причиной разрушения семьи. Вместо того, чтобы объединиться и помочь друг другу, напротив муж и жена отдаляются, охладевают друг к другу. Каждый из них живет своей болью потери, воспоминаниями, переживаниями, что в результате приводит к обвинениям в адрес друг друга и разводу. В нормальных, соблюдающих, любящих семьях, где на первом месте Шари’ат и упование на Аллаха, такого нет и не должно быть. Наоборот, общее горе должно сплачивать близких людей в надежде, что Аллах дарует им еще одного малыша. Семья, которую постигло такое испытание, в такие моменты как никогда нуждается в поддержке, помощи близких.
Терпите все, что вас постигает и знайте о том, что дунья не вечна. И когда вы вспоминаешь о умершем ребенке и чувствуете эту тяжесть, вспомните о тех испытаниях, которые преодолел Пророк Мухаммад, мир Ему. Пророк Мухаммад, мир ему, говорил означающее: «О мусульмане, если кто-то из вас получил испытание, то пусть терпит и вспоминает об испытаниях, которые постигли меня и сравнивает их» (Этот Хадис передал ибн Маджах).
Наш любимый Пророк Мухаммад, мир ему, при своей жизни не единожды терял близких и дорогих его сердцу людей. Он похоронил всех своих детей — Аль Касима и Ат-Тахир Абдуллаха, Ибрахима, дочерей — Зайнаб, Рукайя и Умму Кульсум, кроме дочери Фатымы — лишь она пережила Пророка на пол года.
Передано о том, что Усама ибн Зайд, да благословит его Аллах, сказал, что дочь Пророка Мухаммада, мир ему, Зайнаб передала Пророку через людей, что её сын при смерти. Пророк Мухаммад, мир ему, отослал человека обратно, велев передал ей «салям» и сказать: «Всё на свете принадлежит Аллаху: и то, что Он нам дарует и то, что мы теряем. И всё на свете имеет свой конец. Поэтому терпите, и с достоинством выдерживайте испытания!»
Однако через некоторое время она снова послала за ним, за своим отцом — Пророком, и сильно просила его прийти. Вместе с Пророком пошли Са‘д ибн ‘Убада, Му‘аз ибн Джабаль, Убай ибн Кя‘б, Зайд ибн Сабит и другие мужчины. И когда поднесли ребенка Пророку Мухаммаду, мир ему, то он содрогался от переживаний и глаза были наполнены слезами. Са‘д спросил: «О Посланник Аллаха! Что это?», имея в виду слёзы в глазах Пророка. На что наш любимый Пророк ответил: «Это – милость, которую Всевышний Аллах даровал испытать сердцам верующих рабов и воистину дает больше милости тем Своим рабам, которые проявляли больше милосердия!»
Некоторые моменты подготовки к похоронам и похороны
Если умер мусульманин, в том числе ребенок, его необходимо обмыть, обернуть в кяфан (саван), прочитать за него Намаз «Джиназа» и захоронить. Выполнение этих требований является фардом-кифая. Если над умершим мусульманином (будь это мужчина или женщина) не были совершены эти похоронные обряды, то грех лежит на каждом из тех мусульман-мукалляфов, кто узнал о смерти этого мусульманина и, не имея на то уважительных причин, ничего не сделал для его захоронения.
Если умер ребенок, Намаз «Джиназа» за него обязателен. Намаз «Джиназа» совершают, как правило, после обмывания и оборачивания умершего в кяфан. Если же ребенок родился мертвым, Намаз «Джиназа» за него не совершают.
Кяфан обычно изготавливается из белой ткани, например, из ситца. Кяфан состоит из разных частей, в зависимости умерший мужчина или женщина, но для умерших младенцев или новорожденных достаточно только одной составляющей — лифафы. Лифафа – ткань, в которую можно завернуть умершего с головы до ног (при этом, если обернуть умершего, то должно остаться около 20 см ткани со стороны ног и головы, – для того, чтобы после была возможность завязать кяфан с обеих сторон).
О похоронах выкидыша
Если у женщины произошел выкидыш или роды на ранних сроках, то поступают следующим образом:
- если после рождения ребенок издал крик или совершил произвольное движение, то его обмывают, оборачивают в кяфан, совершают за него Намаз «Джиназа» и хоронят;
- если у родившегося ребенка не было крика или произвольного движения, то его обмывают, оборачивают в кяфан и хоронят, но Намаз «Джиназа» за него не совершают;
- если выкидыш не имеет человеческого образа, то его только оборачивают куском ткани и хоронят.
Выкидыш, которому меньше 4-х лунных месяцев, не обмывается и не оборачивается в кяфан. За него не совершается Намаз «Джиназа». Для его захоронения роют яму. Если возраст выкидыша больше 4-х лунных месяцев, то он считается уже человеком, т.к. в соответствии с Хадисом Ангел вдувает душу в зародыш по прошествии 120-ти дней с момента его зачатия.
Об оплакивании
Передал Имам Аль-Бухарий, что сподвижник Пророка, мир Ему, Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
عَنْ أَنَسٍ رَضِي اللهُ عَنْهُ قَالَ: pشَهِدْتُ بِنْتاً لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تُدفَنُ وَرَسُولُ اللهِ جَالِسٌ عِنْدَ الْقَبْرِ فَرَأَيْتُ عَيْنَيْهِ تَدْمَعَانِ رواه البخاري
«После того, как похоронили дочь Пророка Мухаммада, мир ему, я видел его сидящим возле ее могилы, и его глаза были наполнены слезами»
Шари‘ат не запрещает оплакивать умершего, однако строго запрещается делать это громко, стараясь показать свое горе. Недопустимо царапать лицо или тело, рвать на себе волосы, наносить себе телесные повреждения, также запрещено раздирать на себе одежду, – все это не приносит пользы.
Согласно Исламскому учению необходимо покориться Воле Всевышнего и быть терпеливым в беде, – за это есть сауаб (вознаграждение).
Когда умер маленький сын нашего Пророка, мир Ему, Ибрахим, Пророк плакал. Один из тех, кто видел это, спросил: «Даже ты плачешь, о Посланник Аллаха?», на что Пророк, мир ему, ответил: «Это милость! Воистину, в глазах – слезы, а в сердце – печаль. И мы не говорим ничего плохого, мы произносим только те слова, которые одобряет наш Бог. Воистину, мы опечалены расставанием с тобой, о Ибрахим!».
Тихий плач, слезы не принесут вреда, но крики, вопли, истошные стоны и рыдания, также – самоистязания – в нашей религии категорически запрещены.
Смерть близкого – большое испытание для человека. И в тяжелые минуты жизни каждому следует помнить о необходимости беречь свою Веру. Некоторые восстают против Воли Бога, ниспославшего смерть их близким, и тем самым отступают от Веры. Горюя по умершему, нельзя произносить слова, противоречащие Исламу. Самое плохое, что может произойти с человеком в таких состояниях, – это высказывание опасных слов, в которых звучит укор, пренебрежение, унижение и оскорбление Аллаха, Его Ангелов, Рая, Ислама и всего, что возвеличено Аллахом, – все это является куфром, неверием, – произнеся такие слова, человек сразу отступает от Веры (пусть Аллах сохранит нас от этого! Аминь). В случае вероотступничества необходимо немедленно, устранив причину попадания в куфр, вернуться в Ислам, произнеся Исламские Свидетельства (слова «Нет создателя кроме Аллаха, Мухаммад – Его Посланник»).
Не следует при скорби произносить слова, подобные следующим: «Почему же это так произошло!»; не следует также, обращаясь к умершему, говорить следующее: «На кого ты нас оставил?», «Как же мы теперь без тебя?», нельзя говорить с упреком: «О Аллах! Зачем Ты забрал моего сына!» и подобные этим слова. В случае если кто-то возмущается тем, что предопределено Аллахом, тот отступает от Ислама. Некоторые после захоронения умершего ложатся на его могилу и начинают истошно кричать. Этого также не следует делать.
Мусульманское учение и Шари‘ат не одобряют оплакивания в том виде, как это было описано выше, а требуют терпеливо переносить горе. Терпение (ас-сабр) считается великой добродетелью.
Четвертый халиф ‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Терпение для Имана, как голова для тела [если голова будет отрублена, пропадет тело]» Затем он повысил голос и сказал: «Не будет полноценной Вера у того, у кого нет терпения».
Великий ученый-теолог современности Шейх ‘Абдуллах Аль-харарий сказал: «Терпение – это освещение сердца, кто не терпит – тот пропадет».
Передал Ат-Табараний, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть каждый, у кого случится беда, повторяет:
إِنَّا لِلّهِ وإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ[ اللّهُمَّ أجِرْنِي في مُصِيبَتِي واخلِفني خَيراً مِنها
/Инна лилляhи уа инна иляйhи раджи‘ун. Аллаhумма аджирни фи мусыбати уа-хлифни хайран минhа/, что означает: «Воистину, мы созданы Аллахом и мы будем воскрешены. О Аллах! Даруй мне терпение в моей беде и вознаграждение за это, и взамен этого даруй мне то, что меня обрадует».
Выражение соболезнования родным умершего является сунной. Передали Ибн Маджах и Аль-Байхакый, что Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:
ما مِن مُسْلِمٍ يُعَزّي أخَاهُ بِمُصِيبَةٍ إلاّ كَسَاهُ اللهُ مِن حُلَلِ الكَرامَةِ يَومَ القِيامَةِi رواه ابن ماجه والبيهقي
«Мусульманина, который выражает соболезнование своему брату (мусульманину) в беде, Аллах обрадует вознаграждением в День Суда»
Выражающему соболезнования следует напомнить родственникам умершего о терпении, о том, что за терпение в горе Аллах обещал большое вознаграждение. Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе. При выражении соболезнования стараются утешить близких умершего, облегчить их печаль, читают ду‘а` для умершего и его родных.