1. Первое из неугодных проявлений — это насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаха, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств и глумлений, шуток и анекдотов. Это есть проявление скрытого высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим.
Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они — лучше их! И женщины — над женщинами: может быть, они — лучше их!» (Сура аль-Худжурат аят 11).
В хадисе говорится: «Поистине, Аллах не смотрит на внешность вашу и богатства. ОН смотрит в души ваши и сердца».(Приводится у Муслима).
Разве позволено насмехаться будь то мужчине или женщине над калекой и бедняком?
В Коране повествуется о том, как нечестивцы издеваются над верующими:
— «Поистине, которые прегрешили, смеялись над теми, которые уверовали, и когда проходили мимо них, мигали друг другу, а когда возвращались к своей семье, возвращались с шутками. И когда видели их, говорили: «Ведь эти, конечно, заблудшие!» А они не были посланы хранителями над ними. А в тот день те, которые уверовали, посмеются над неверными» (Сура алъ-Мутафифийн, аяты 29-34).
В аяте ясно говорится о недопустимости насмешек одних над другими.
2. Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать и выискивать недостатки у другого.
Сказано: «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес».
Отвергнуто злословие и в Коране, в котором говорится: «Не позорьте самих себя» (Сура аль-Худжурат, аят 11).
Коран говорит, что все верующие — одно сообщество, они должны быть солидарны друг с другом, и, если один злословит и порочит, то он, по сути, поносит самого себя, ибо он — из них.
3. Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличия.
4. Ислам хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу. Поэтому четвертым явлением, порицаемым исламом, являются подозрительность и недоверие.
— Сказано в Коране: «О те, которые уверовал»! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли — грех» (Сура аль-Худжурат, аят 12).
Вот эти грешные мысли и есть недоверие.
5. Отсутствие доверия к другим подталкивает к злым мыслям, которые внешне проявляются в выслеживании друг друга. Ислам же требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, ислам отвергает выслеживание и подозрительность.
Чтобы защитить права людей, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, категорически запретил одному человеку заходить в дом другого без его дозволения, пренебрегая и попирая тем самим права хозяев его.
Сказано в хадисе: «Кто войдет в дом без разрешения хозяев его, тому они вправе и глаз выколоть». И мы согласны с этим.
Не разрешается также прислушиваться и к разговору хозяев дома без их ведома и дозволения на то. Коран обязывает всякого, ктo хочет посетить человека в доме его, не входить к нему без дозволения и приветствия: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это — лучше для вас, может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока ее позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!“, — то возвращайтесь. Это — чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете» (Сура ан-Нур, аяты 27-28).
6. Что отвергается аятом — это поклеп и хула: «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура аль-Худжурат, аят 12).
Решил однажды пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, уточнить для сподвижников своих смысл поклепа в форме вопросов и ответов.
Спросил он их:
— «Знаете ли вы, что такое поклеп?»
Сказали они:
— «Аллах и Его посланник научат»
Сказал он:
— «Упоминание о брате своем с неприязнью»
Сказали те:
— «Разве видел ты, что было в брате то, о чем говорю я?»
— «Если и было в нем то, о чем говоришь ты, и опорочил ты его, и если не было того -.все равно ты возвел на него напраслину» (Хадис приводится у Муслима. Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Нисаи).
Сказал Всевышний: «Не любит Аллах разглашения о зле в слове, если не от того, кто обижен. Поистине Аллах — слышащий, знающий!» (Сура ан-Нисаъ, аят 148).
7. Клевета и сплетня — более страшный харам, нежели поклеп и напраслина.
Коран с начала мекканского периода осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному, хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура аль-Къалам, аяты 10-11).
8. Мы убедились в том, как ислам защищает честь и достоинство мусульманина, кроме того мы видели и то, с какой заботой относится он к тому, что свято и неприкосновенно.
Посмотрел как-то Абдалла ибн Омар, да будет доволен им Аллах, на Каабу и сказал:
— «Что может быть величественнее тебя и запретнее? Уверовавший — выше святости твоей!!» (Приводйтся у ат-Тирмизи).
Святость уверовавшего заключается в неприкосновенности чести и репутации его, запрете на кровь его и средства. Великий грех ляжет на того, кто оскорбит достоинство человека без основания. В хадисе: «Кто упомянет о мужчине напрасно, с тем, чтобы устыдить его этим, того поместит Аллах в адов огонь до тех пор, пока не сбудется то, о чем говорил он» (Приводит от-Тубрани).
В Коране по этому поводу говорится: «А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, совершают грех» (Сура aль-Ахзаб, аят 58).
Наиболее страшным посягательством на честь является обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.
Коран говорит по этому поводу: «Те, которые бросят обвинение в целомудренных, верующих, греха не ведающих — прокляты они в ближайшей жизни и в последующей! Для них великое наказание в тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали. В тот день полностью воздаст им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах это — ясная истина» (Сура ан-Нур, аяты 23-25).
И сказал Всевышний: «Поистине, те, которые любят, чтобы разглашалась мерзость о тех, которые уверовали, им — мучительное наказание в ближней жизни и в последней. Ведь Аллах знает, а вы не знаете!» (Сура ан-Нур. аят 19).
9. Запрет наложен на кровь, т.е. на убийство. Ислам освятил жизнь человеческую, наложив запрет на души. Покушение на душу ислам расценивает как самое тяжкое преступление перед Аллахом после куфра, неверия.
Сказано o Коране: «Кто убил душу не за душу или же не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (Сура аль-Маидаа, аят 32). Это потому, что род человеческий как одна семья и покушение на душу воспринимается как угроза для всех.
И усилен запрет, если убиенный — из уверовавших в Аллаха.
«А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему — геена, для вечного пребывания им. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовил ему великое наказание!» (Сура aн-Нисa, аят 93).
Однако это вовсе не значит, что убийство немусульманина есть халал. Ислам защищает жизнь любого человека, если он не воюет с мусульманами. А если он муагьид, т.е. не принявший ислама и живущий на территории мусульман на договорных основаниях, то не дозволено никому покушаться на него. Об этом сказал пророк исламе: «Кто убил муагьида, тот и запаха рая не почует, для него ароматы его — на расстоянии в сорок лет» (Приводит аль-Бухари и др.)
Запрет на кровь снимается на основании высказывания Всевышнего: «Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву» (Сура аль-Анам. аят 151).