Васвас (الوسوسة) – это своего рода болезнь, пусть Аллах сохранит нас и вас в безопасности. Это обусловлено тем, что шайтан получает контроль над человеком и наполняет его тревогой, горем, страданиями и волнениями.
Наущения, которые бывают у людей весьма разнятся в видах и степенях, или они в виде болезни или в результате влияния какой-либо болезни.
Вид наущений, которые соблазняют человека слушать или смотреть на запретное (харам) или совершать безнравственные действия, показывая эти вещи привлекательными для человека, исходят из трех источников:
- нафс или эго, которое склонно ко злу
- шайтаны из числа джинов
- шайтаны из числа людей.
Аллах говорит, описывая первый источник, которым является нафс:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена». (Каф 50:16)
Аллах говорит, описывая второй источник, которым являются шайтаны из числа джинов:
«Но сатана стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти»?
(Ta-Ха 20:120)
И Аллах говорит, описывая третий источник, которым являются шайтаны из числа людей:
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей».(Люди 114:1-6)
Так что эти наущения могут быть от джинов или от сынов Адама (людей).
Что случается с мусульманином относительно его омовения и молитвы, когда он не знает, сколько раз он омыл части тела или сколько рака’атов он совершил в течение намаза, это наущения шайтана. Если он ищет убежище у Аллаха от шайтана, Аллах защитит человека от него. Но если он принимает наущения и отвечает на них, шайтан получит власть над ним, и наущения становятся хронической проблемой. Это – то, что называют аль васвас аль гахри (подавляющие наущения).
Этот вид наущений – как сказал один из тех, кто специализирован в этой области – «это болезнь, которая случается с некоторыми людьми подобно любому другому виду болезни. Это относится к повторным мыслям, движениям, идеям или понятиям, которые имеют отвратительный характер (природу), которые человек в обычное время отклонял бы и стремился бы им сопротивляться. Он также понимает, что они неправильны и не имеют никакого значения, но есть кое-что, что подталкивает его к ним, и он обычно не в состоянии сопротивляться им. Этот вид наущений может также затронуть человека в его поклонении и в его мирских делах».
Наущения шайтана могут быть рассеяны, если искать убежище у Аллаха.
Наущения, которые нам нашептывает наш нафс, могут также быть рассеяны, когда мы ищем убежище у Аллаха, и усиливаем связь между человеком и его Господом, совершая действия поклонения и повиновения и оставляя злодеяния.
Что касается аль васфас аль гахри (подавляющие наущения), это – своего рода болезнь, как сказано выше.
Некоторые из ученых указали другое важное различие, это то, что наущения, от шайтана, заставляют грех казаться привлекательным, пока мусульманин не совершит его; если шайтан неспособен достигнуть этого, он перемещается в другой грех, и если это не работает, он перемещается в одну треть, и так далее. Его не волнуют маленькие проступки, он добивается того, чтобы мусульманин перестал подчиняться своему Господу и ему все равно совершит человек грех или станет пренебрегать своими обязанностями по отношению к Аллаху, так как и то и другое являются грехом и неповиновением.
Что касается наущений нафса, то он нашептывает человеку совершить какой-то определенный грех и постоянно наущает его на совершение этого греха.
Мусульманин не будет наказан за наущения, которые приходят от шайтана или от его собственного нафса, до тех пор, пока он не станет рассказывать об этом или совершать это. Человек обязан сопротивляться этим мыслям и если он позабудет сопротивляться и согласится с этим, тогда он будет наказан за свое пренебрежение.
Человеку приказано не обращать никакое внимания на наущения шайтана и ему следует совершить меньше количество ракатов, нежели больше, если он запутался во время молитвы и не уверен, сколько ракатов он совершил. Надо искать убежище от шайтана и плюнуть три раза налево, если его посещают наущения от шайтана. Надо постоянно находиться в кругу праведных людей и избегать плохих компаний. Кто будет небрежен к любому из этих вопросов, будет попадать в западни своего нафса, который склонен ко злу, или ответит шайтанам из числа джиннов и людей, в случае чего он будет наказан.
Что касается подавляющих наущений, это – своего рода болезнь – как упомянуто выше – так что мусульманину не будет вредить это, и Аллах не будет наказывать его за это, потому что это – вне его контроля, Аллах говорит (смысловой перевод):
«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение». (Развод 65:7)
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (Взаимное обманывание 64:16)
И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах простит моей умме все, что пересекает их умы до тех пор, пока они не станут говорить об этом или совершать это». Передано Аль Бухари, 4968; Муслим, 127
Тот, у кого есть эти наущения должен читать Кoран и много поминать Аллаха. Он должен укрепить свой иман (веру), совершая действия поклонения и избегая зла. Он должен занять себя в поиске знания, и если шайтан может получить власть над поклоняющимся, он никогда не осилит того, у кого есть исламские знания.
Шайтан может прийти и нашептывать мусульманину зло об Аллахе, или Его Посланнике (мир ему и благословение Аллаха), или Его шариате, нашептывать то, что мусульманин ненавидит и не одобряет. Факт, что он сопротивляется этим наущениям и ненавидит их – признак истинности его веры. Так что он должен стремиться управлять своим нафсом (джихад аль нафс) и не отвечать на то, что взывает его ко злу.
Ибн Касир (рахимаху Ллах ), сказал: Фраза: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (Корова 2:284) означает, что даже если Он призовет к ответу Вас, Он не будет наказывать кроме тех случаев, когда вы были способны отразить это зло. Что касается того, что он не может отразить, вроде наущений нафса, никто не ответственен за это, и ненависть к этим наущениям является частью веры.
Тафсир Ибн Касир, 1/343
И он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди продолжают задавать себе вопросы, пока не дойдут до мысли: «Это было создано Аллахом, но кто создал Самого Аллаха»?, если это случится, говорите «Аману Билляхи ва русулихи (Я уверовал в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха )».
Методы борьбы с наущениями
Мы советуем вам не обращать никакого внимания на эти наущения, и игнорировать их, а также поступать противоположно тому, к чему они вас склоняют. Эти наущения приходят от шайтана, чтобы причинить несчастия верующим. Лучший способ борьбы с ними состоит в том, чтобы часто поминать Аллаха (делать зикр), искать убежище у Аллаха от проклятого шайтана, держаться подальше от грехов и неправильных действий, потому как они являются средствами, которыми Иблис берет под контроль сыновей Адама.
Аллах говорит:
«Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха». (Пчелы 16:99)
Стоит упомянуть здесь, что Ибн Хаджар аль-Хайсами (да помилует его Аллах) сказал о борьбе с васвасом в своей книге Аль-Фатва аль-Фикхия аль-Кубра, 1/149 следующее:
«Его спросили о проблеме васваса (наущений инициируемых шайтаном), и есть ли средство от этого. Он ответил, сказав, что есть эффективное средство от этого, которое состоит в том, что следует полностью игнорировать их, независимо от того, как часто они могут прийти на ум. Когда эти нашептывания игнорируются, они не становятся навязчивыми, и спустя небольшой промежуток времени они проходят. Многие люди это испытали на себе.
Но для того, кто обращает внимание на них и действует согласно им, эти нашептывания увеличиваются, пока они не сделают его подобно безумцу или еще хуже. И мы видим подобное среди многих из тех, кто пострадал от нашептываний и обратил внимание на них и на дьявола, задача которого – внушать эти шепоты. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил нас, когда он сказал: «Остерегайтесь нашептываний в отношении воды (то есть вуду), которые приходят от дьявола называемого аль-Валхаан» – потому что это заставляет человека быть чрезмерным в выполнении вуду (как объяснено в Шарх Мишкаат аль-Анвар).
Согласно другому хадису, тот, кто страдает от васваса, должен сказать: «Аманту Билляхи ва би русулихи» (я верю в Аллаха и в Его Посланных). Несомненно, кто бы ни подумал о пути Посланников Аллаха, особенно нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) найдет, что его путь и его законы легки и ясны, и в них нет трудностей.
«…и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения» (Хадж 22:78)
Тот, кто хорошенько задумается над этим и искренне поверит в это, то у него проблема с васвасом и наущениями шайтана уйдет.
В книге Ибн аль-Сунни, передано через ‘Айшу (да будет доволен ей Аллах): «Кто бы ни страдал от васваса, пусть скажет «Аманту Билляхи ва би русулихи» (уверовал я в Аллаха и в Его посланных) три раза, и это уйдет от него».
Аль-Изз ибн ‘Абд аль-Салям и другие тоже говорили подобное вышеупомянутому. Они сказали: Лечением от васваса является вера в то, что это идея от шайтана, и что Иблис является тем, кто принес эту мысль в его ум, и надо стремиться бороться с ним. Тогда он будет иметь награду муджахида, потому что он борется с врагом Аллаха. Если он сделает это, то шайтан сбежит от него.
Человечество с начала времен было испытано этим, и Аллах дал немного власти Иблису над человеком, чтоб проверить его. Таким образом, Аллах может показать, что правда это правда, а ложь есть ложь, даже если и неверующим это может быть ненавистно.
И самое эффективное средство от наущений – это многократное поминание Аллаха.
Наущения шайтана посещают только верующего человека. Что касается кафира, шайтан приходит и к нему, и не ограничивает себя васвасом, скорее он забавляется с человеком, как только пожелает.
Когда кто-то сердится: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджими»
أعوذباللهمنالشيطانالرجيم
(Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана)
Во время супружеской связи: Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!
بسماللهاللهمجنبناالشيطانوجنبالشيطانمارزقتنا
(С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем ты наделишь нас)
Останавливаясь в каком-нибудь месте: «А’узу би калимати- Лляхи-т-тамати мин шарри махаляк»
أعوذبكلماتاللهالتاماتمنشرماخلق
(Прибегаю к прекрасным словам Аллаха от зла того, что Он создал)
Слыша рев осла: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджими»
أعوذباللهمنالشيطانالرجيم
(Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана)