Что такое хасад и его вред для человека
Что такое хасад и его вред для человека
10 лет назад 6246 www.as-sunna.ru

Жизнь в обществе не может не порождать в людях зависть и гордыню, а вот как мы относимся к ним и работаем над этими чувствами – от этого очень сильно зависят наша земная и будущая жизни.

Ежедневно работая над собой, стремясь совершенствоваться, мы не можем обойти зависть стороной или игнорировать ее!!!

В одном из хадисов Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова. Хадис от Абу Хурайры, свод хадисов Абу Дауда.

Зависть в широком смысле слова бывает двух типов: так называемые белая и черная зависть.

Белая зависть

Белая зависть – это состояние души, при которой человек, видя благополучие другого человека, его имущество, его достижения, его красоту, какие-то черты характера,  не желает этому человеку лишиться данных качеств и оказаться в ущербе, а сам стремится достигнуть того же.

Белая зависть выступает своеобразным стимулом и мотивацией для достижения того, что кажется человеку хорошим, красивым, достойным.  Сказано в Священном Коране:  

 وَتَعَاوَنُواْعَلَىالْبرِّوَالتَّقْوَىوَلاَتَعَاوَنُواْعَلَىالإِثْمِوَالْعُدْوَانِوَاتَّقُواْاللّهَإِنَّاللّهَشَدِيدُالْعِقَابِ

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании. Священный Коран, 5:2

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому, Аллах даровал богатство и возможность без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит сообразно ей и передаёт её (другим). Свод хадисов аль-Бухари и Муслима

1) Имеется в виду та самая белая зависть, желание иметь те же качества и отсутствие желания, чтобы человек лишился этого;

2) Имеется в виду на все те цели, которые угодны Всевышнему Аллаху;

3) Под мудростью понимается знание и понимание Корана, либо мудрость противоположная невежеству и удерживающая человека от всего мерзкого.

Черная зависть

Черная зависть – душевное состояние, при котором завидующий не может найти покоя до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится тех благ и предметов зависти или пока не окажется в униженном и тяжелом положении.  

Такие качества как зависть, гордыня, гнев, злость являются естественными качествами и априори присутствуют в человеке – именно ими оперирует наш нафс (наше эго). Однако достоинством мусульманина является умение контролировать эти чувства и не давать им властвовать над собой!!!

Священный Коран учит нас словами пророка Юсуфа (мир ему):  

 وَمَاأُبَرِّىءُنَفْسِيإِنَّالنَّفْسَلأَمَّارَةٌبِالسُّوءِإِلاَّ مَارَحِمَ 

رَبِّيَإِنَّرَبِّيغَفُورٌرَّحِيمٌ

Я [несмотря на те сложности, трудности и притеснения, которые пришлось претерпеть на протяжении десятилетий] не считаю душу свою кристально чистой (абсолютно безгрешной). [ С внутренней сутью души, а особенно с отрицательными эмоциями и греховными желаниями, нужно быть осторожным, всегда на стороже, ведь] нет сомнений в том, что душа [именно отрицательные ее природные качества] повелевает делать зло, кроме как в тех случаях, когда милует Господь [когда по милости Творца в человеке преобладают положительные черты, доминируя над отрицательными, не давая им воли, а тем более возможности проявиться в фактических поступках]. Воистину, Господь мой Всепрощающ и бесконечно Милостив. Священный Коран,12:53

Аль-Масих мир ему) сказал: «Воистину, вы не достигните желаемого, если не будете терпеть то, что вам неприятно».

В этой связи можно сказать, что как бы неприятно ни было человеку, видя успехи других, он должен уметь контролировать свои чувства и не дать белой зависти и терпению, побуждающей достигать поставленных целей, перерасти в черную зависть, которая словно яд отравляет душу человека и делает его несчастным и озлобленным.

Зависть  в то же время является проявлением по отношению к Аллаху неблагодарности за распределение благ согласно Его мудрости. Ведь завидующий человек своим гнусным чувством заявляет Всевышнему о несправедливости распределения благ.

Передают со слов Абу Барза, да будет доволен им Аллах, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Не завидуйте друг другу, не питайте ненависти друг к другу, не подстрекайте друг друга на плохое, не враждуйте друг с другом и не злословьте друг о друге, но будьте рабами Аллаха и братьями. Свод хадисов Муслима и Ахмада.

В современном мире черная зависть проявляется в основном в финансовой плоскости. Люди сильно завидуют тем, у кого больше денег.

Однако такая зависть не наносит вреда тому, кому завидуют, потому что его имущество и удел предопределен ему Аллахом, а завидующий человек тратит свои внутренние силы и энергию на это губительное чувство.

Со временем, зависть, усиливаясь, перерастает в ненависть к человеку, которому ты завидуешь. Это заметил ещё Гёте, сказав: «Ненависть ‒ активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть».

Зависть, злость, обида, ненависть – это звенья одной цепи. Так или иначе, они взаимосвязаны, и одно непременно тянет за собой другое.

Жан Жак Руссо в свое время метко заметил: «Всякая злость происходит от бессилия».

 Завистливый человек слаб внутренне, он позволяет накопленной злости овладевать его мыслями, а на самом деле под этим кроется бессилие в начинаниях либо же недостаток терпения, который компенсируется чувством зависти и причитаниями: почему объект зависти успешен, почему у него больше, почему у него есть то, чего нет у меня?

Когда завистники понимают, что от простого изведения себя гадким чувством не получают удовлетворения, – они начинают  стараться всячески навредить объекту зависти. Это может быть выражено в различных формах, однако верующий человек должен категорически отвергать такое поведение и быть осторожен, не давая своему нафсу брать верх над собой.

Сообщается, со слов Василя бин аль-Аска’(да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Не радуйся открыто несчастью, постигшему твоего брата, иначе Аллах окажет ему милость и подвергнет испытанию тебя. Свод хадисов Ат-Тирмизи.

Завидующий человек не понимает, что отдает все свои силы для мирской жизни и печали по поводу того, что он, по его мнению, недостаточно одарен благами Всевышнего, забывая при этом о жизни Вечной.

Это  позиция против Мудрости Всевышнего является путем, ведущим в Ад!

У Абу Хамида Аль-Газали в книге «Исследование сокровенных тайн сердца» приводятся очень красочные слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), описывающие бренность земной жизни:

И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Больше всего меня удивляет человек, который верит в обитель Вечности,  но сам всеми силами стремится к обители соблазнов». 

Рассказывают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановился у ямы с отбросами и сказал: «Подойдите к земной жизни!» Потом взял отрепья, которые истлели в той яме, и сгнившие кости и сказал: «Это и есть земная жизнь!» Он хотел показать, что украшения земной жизни истлеют, как те отрепья, а тела, которые мы видим станут разложившимися костями.

Ведь этот мир тленен и бренен, вместо того, чтобы направить свои силы на собственное развитие во всех аспектах жизни  завидующий расходует их на самоугнетение.

Каждая минута, потраченная на подобные размышления и действия сообразно им, украдена от чего-то более полезного, что бы человек мог совершить!!!

Зная эти мудрости и будучи, озаренными светом Ислама, неужели мы впредь будем позволять своему нафсу и проклятому шайтану потакать нами и давать волю чувствам зависти и ненависти, которые пожирают все наши благие начинания и дела, со скоростью огня.

Хорошим способом победить в себе это гадкое чувство считается мольба за того человека, которому ты завидуешь, а также одаривание его подарками, о чем есть достоверный хадис:

Делайте друг другу подарки, и вы возлюбите друг друга. Хадис от Абу Хурайры,  Свод хадисов аль-Бухари и Абу Йа‘ла.

Одаряя того, к кому мы испытываем зависть и делая за него ду’а с просьбой к Аллаху увеличить его дозволенное благосостояние, ин шаАллах, люди избавятся от этих чувств, а вместо них наполнят свои сердца удовлетворением и любовью.

Давайте также почаще повторять слова из Священного Корана:

 وَالَّذِينَجَاؤُوامِنبَعْدِهِمْيَقُولُونَرَبَّنَااغْفِرْلَنَاوَلِإِخْوَانِنَا

الَّذِينَسَبَقُونَابِالْإِيمَانِوَلَاتَجْعَلْفِيقُلُوبِنَاغِلًّالِّلَّذِينَآمَنُوارَبَّنَاإِنَّكَرَؤُوفٌرَّحِيمٌ

А те, которые пришли после них, говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный. Священный Коран, 59:10

أَمْيَحْسُدُونَالنَّاسَعَلَىمَاآتَاهُمُاللّهُمِنفَضْلِهِفَقَدْآتَيْنَآآلَإِبْرَاهِيمَالْكِتَابَوَالْحِكْمَةَوَآتَيْنَاهُممُّلْكًاعَظِيمًا

 Действенным способом защитить себя от зла завистника и дурного глаза является чтение 54 аята суры «Женщины»:

Или же они (имеются в виду иудеи)завидуют тому, что Аллах даровал людям (имеются ввиду Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники)из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима (Авраама) Писанием и мудростью и одарили их великой властью.» Священный Коран,4:54

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

1.Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета

2. от зла того, что Он сотворил,

3. от зла мрака, когда он застилает мир,

4. от зла дующих на узлы [колдунов],

5. от зла зависти завистника».

بِسْمِاللّهِالرَّحْمنِالرَّحِيمِ

قُلْأَعُوذُبِرَبِّالْفَلَقِ مِنشَرِّمَاخَلَقَ وَمِنشَرِّغَاسِقٍإِذَاوَقَبَ وَمِنشَرِّالنَّفَّاثَاتِفِيالْعُقَدِ

 وَمِنشَرِّحَاسِدٍإِذَاحَسَدَ

 

Подытоживая вышесказанное, братья и сестры,  отметим, что чувство зависти является губительным качеством как для мусульманина, так и в целом для любого человека.

Давайте приложим все усилия для того, чтобы избавиться от него и направить свою энергию в правильное русло созидания, а не растрачивать свои силы для желания бед и горестей ближнему своему. 

Зная, что ядовитое чувство зависти пожирает все совершенные нами благие деяния со скоростью огня, неужели мы будем питать это чувство, которое затем превратится в жуткое чувство ненависти, ‒ делая тем самым тщетными все наши дела и причиняя боль себе и окружающим.

0 комментариев