Вопросом, вынесенным в заглавие этой статьи, задавался, наверное, каждый, кто имеет к мусульманам какое-либо отношение. Некоторые немусульмане, близкие к исламу и симпатизирующие ему, искренне не понимают, что нас разделяет. Другие – востоковеды-исламоненавистники – посвящают этому разделению всю свою профессиональную жизнь. Некоторые мусульмане с неистовым фанатизмом ухватились за различные заблуждения и нововведения, о которых не знали наши праведные предшественники, и обвиняют в разделении тех, кто их в этом не поддерживает. Другие – изображая из себя учёных, не понимая целей шариата и его приоритетов, действуют так, словно разделение – это похвальная особенность нашей Уммы.
Что на самом деле является причиной раскола мусульман? Какое лекарство Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выписал для лечения этой болезни? Ответы на два этих злободневных вопроса будут даны после нескольких слов о том, какую роль Коран и Сунна отвели единству исламской Уммы.
Важность единства мусульман
Единство исламской общины – одна из целей шариата. Чем обширнее и прочнее будет единство мусульман, тем более совершенным образом воплотится цель, ради которой был создан человек: поклонение Всевышнему Аллаху. Одной же из целей поклонения Аллаху является социальная гармония и благополучие.
Шариатских текстов, призывающих мусульман к единству, – огромное множество. Аллах говорит в Коране (смысл аята):
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями»
(сура «Семейство Имрана», аят 103).
Мусульмане имеют одинаковые интересы, общие идеалы, единые устремления. Более того, их устремления имеют больший успех, а интересы лучше воплощаются в жизнь именно при их сплочённости и единстве.
Целью жизни мусульманина, как известно, является довольство Аллаха, успех в Судный день и вход в Рай, «ширина которого подобна ширине неба и земли» (сура «Железо», аят 21), «в котором они пребудут вечно»(сура «Юнус», аят 26). Путь в Рай, который Аллах называет в Коране крутой тропой, во многом лежит через взаимопомощь мусульман, их жертвенность и любовь по отношению друг к другу.
Любовь ради Аллаха – это условие полноценной веры, с которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал вход в Рай:
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы неуверуете до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой салам»
(Муслим).
Благодаря этой искренней любви Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) удалось создать сообщество верующих, равного которому не было во всей истории человечества. Его удивительную сплочённость он описал словами:
«В отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга»
(Аль-Бухари, Муслим).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:
«В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, то всё тело отзывается на это бессонницей и жаром»
(Аль-Бухари, Муслим).
На укрепление связи мусульман друг с другом направлены все столпы ислама: намаз, закят, пост и хадж. Намаз – это основа в поклонении Аллаху. Все мусульмане, несмотря на различие происхождения, языка, цвета кожи, менталитета… совершают его одинаково, что подчёркивает их единство. К тому же обязательный намаз совершается коллективно, когда мусульмане несколько раз в день встречаются в мечети и выстаивают молитву плечом к плечу. Закят предписан, чтобы обеспеченные мусульмане поддерживали малоимущих, укрепляя связь между ними. Пост ставит обеспеченных мусульман на место нуждающихся, временно уравнивая их и также призывая к взаимоподдержке. Хадж объединяет мусульман всей планеты, одевая их в одинаковые одежды – два куска ткани – и подчёркивая их равенство перед Всевышним Аллахом.
Таким образом, единство исламской Уммы – это важная цель шариата, к претворению в жизнь которой должны стремиться все мусульмане, независимо от их происхождения и статуса.
Непорицаемые разногласия
Несмотря на всё перечисленное выше, мусульмане сегодня разделились на многочисленные группы и партии:
«…Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет»
(сура «Верующие», аят 53).
Конечно, не каждая группа мусульман, которая собралась для лучшего исполнения какого-либо дела, является сектой. Аллах говорит в Коране (смысл аята):
«Помогайте друг другу в благочестии ибогобоязненности»
(сура «Трапеза», аят 2).
Также не являются порицаемыми разногласия в ответвлениях Фикха (исламского права), если они основываются на шариатских доказательствах. Коран и Сунна по мудрости Всевышнего Аллаха не представляют однозначных правовых установок во всех второстепенных вопросах. В таких вопросах учёные-муджтахиды извлекают нормы из источников шариата, основываясь на тех доказательствах, которые, на их взгляд, являются более сильными. Подобное произошло при Пророке (мир ему и благословение Аллаха), и он не стал порицать за это своих сподвижников, поскольку разделившиеся стороны опирались на шариатские доказательства при отсутствии возможности однозначной трактовки вопроса (хадис о Бану Курайза).
Сектантство
Группа становится сектой, когда на основе какого-либо идеологического заблуждения она выстраивает методологию поведения и активности, не соответствующую установкам Корана и Сунны, и этим отделяется от общины мусульман.
Шейх Сафар Аль-Хавали в своей книге «Усуль аль-фирак» («Основы сект») выделяет три основные причины сектантства:
1. Оставление истинных источников шариата – Корана и Сунны – и обращение вместо них к другим источникам, которые источниками шариата не являются. Путь мусульман – это путь Корана и Сунны в их понимании сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашими праведными предшественниками (ас-саляфу-с-солих). Аллах говорит в Коране (смысл аята):
«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Пчёлы», аят 64).
Многие группы отошли от прямого пути, взяв в качестве источников ислама философию внушения и вдохновения, определённые личности, их сны, «общения» с покойниками, ангелами и т. п. Так, люди могут слепо следовать определённой личности – даже тем, кто не обладает должными шариатскими знаниями, – сверяя на их словах истину и фанатично порицая всех, кто им в чём-либо противоречит. Таким образом, они ставят их на один уровень с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Имам Малик сказал по этому поводу: «Слова любого человека принимаются и отвергаются, за исключением покоящегося в этой могиле», – после чего указал на могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
2. Усердное претворение в жизнь части религии и оставление другой части. Эта черта присуща, пожалуй, всем группам, отколовшимся от общины мусульман. Ислам – это полноценный образ жизни, который включает в себя все её сферы: духовность и политику, интеллектуальность и чувственность, нормы и этику, снисходительность и строгость. Мы же воочию можем наблюдать, как одни превращают ислам в математику, в которой два плюс два равно Халифат, а другие – ограничиваются духовностью, возложив остальное на устазов и Махди: «Неужели выстанете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (сура «Корова», аят 85).
3.Происки врагов ислама. «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернётесь потерпевшими убыток» (сура «Семейство Имрана», аят 149). Основателями многих сект и основоположниками многих еретических убеждений, появившихся в исламской Умме, были немусульмане.
Также сегодня можно наблюдать, как вся работа некоторых исламских студентов сводится к опровержениям всех и вся. На этом воспитываются целые поколения, которые полагают, что самое важное в исламе – это кого-нибудь опровергнуть. Считая, что таким образом они очищают Умму от заблуждений и ошибок, эти люди не замечают, что сами превращаются в секту, которую в скором времени принимаются опровергать им подобные. Этот замкнутый круг тоже не обходится без определённой поддержки извне.
Решение этой проблемы…
…очень простое для понимания, но почему-то очень сложное для претворения в жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) 14 веков назад предупреждал, что исламская Умма разделится на 73 группы, 72 из которых окажутся в Огне, и только одна – в Раю (хадис об этом в разных версиях передают Ахмад, АбуДауд,ат-Тирмизи, ибн Маджа и другие).
Как же примкнуть к этой самой единственной группе?
В одной из версий упомянутого хадиса сообщается, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто же они, эта спасшаяся группа?», на что он ответил: «Это аль-джамаа» – и разъяснил, что это те, кто следует тому, чему следовали сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.
Он также сказал: «Лучшие люди в моей общине – это моё поколение, а затем следующие за ним, и затем – следующие за ним» (Аль-Бухари, Муслим); «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы несобьётесь с прямого пути – Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Малик, Аль-Хаким).
Как нам использовать эти завещания?
Необходимо твёрдо держаться за ту религию, на которой были наши праведные предшественники из первых поколений мусульман, и отвергнуть заблуждения и нововведения, которых они не придерживались, которые они не знали и которые не имеют никаких оснований в Коране и Сунне.