Одна из составных и самых главных вещей, которая должна сопровождать покаяние, это твердое решение, что мы больше не совершим того прегрешения, которое совершили. Именно твердое решение, что какое-либо прегрешение нами совершено не будет, является одним из основных условий покаяния.
Если мы обещали это сами себе, то должны это обещание сдержать. Если мы вознамерились сделать это, то должны исполнить. И в конечном итоге, если мы решились, то должны положиться на Аллаха в этом нелегком деле.
Как твердо решиться не совершать чего-либо предосудительного, мы можем видеть на примерах из жизни величайших ученых ислама.
Однажды Малик ибн Динар шел по базару и увидел продавца фиников. И ему очень захотелось фиников, но у него не было необходимой суммы. Он обратился к продавцу, чтобы отсрочил плату за финики, но тот отказал ему. Малик снова обратился к нему и предложил ему в залог свою обувь, но он снова отказал ему. Когда Малик ушел, люди сказали этому человеку, кто был его покупателем. Тогда продавец послал мальчика с тележкой к Малику со всеми финиками и сказал ему: «Если он примет у тебя финики, то ты свободен ради Аллаха».
Мальчик пошел и очень старательно начал искать Малика, чтобы отдать ему финики и стать свободным. Мальчик нашел его, но Малик не захотел брать финики и сказал мальчику: «Иди к своему хозяину и скажи, что Малик ибн Динар не ест финики за религию и что Малик ибн Динар запретил себе есть финики до самого Судного дня». Мальчик сказал: «Господин, возьмите их, в этом мое освобождение». Малик сказал: «Если в них твое освобождение, то для меня в них рабство».
Из этого рассказа мы видим, что Малик ибн Динар считал для себя запретным. Ведь продавец захотел отдать ему все свои финики только после того, как узнал, кто был его покупателем. Малик, понимая это, не захотел использовать свое положение и взять финики, он был твердо настроен на то, что финики он уже есть не будет. Хотя, с другой стороны, Малик мог бы сказать о том, кто он и какое положение занимает.
Есть примеры из жизни сподвижников, свидетельствующие о том, что если человек твердо решил не приближаться к запрещенному, Аллах откроет ему двери разрешенного. Однажды Али и его помощник на лошадях прискакали в мечеть. Али велел своему помощнику приготовить 2 динара, которые он хотел дать как милостыню бедняку, стоявшему у мечети. Однако, задумавшись о каком-то важном деле, он забыл подать ему милостыню. Тогда Али, вспомнив об этом, решил, что даст милостыню этому бедняку после молитвы, когда будет выходить из мечети. Выйдя после молитвы из мечети, Али и его помощник обнаружили, что украдено седло с лошади, да и бедняка уже не было. Тогда Али сказал своему помощнику: «Вот тебе два динара, купи на базаре другое седло». Каково же было удивление Али, когда его помощник принес седло. Это было седло, украденное тем бедняком и проданное им помощнику Али. Тогда Али сказал: «Если бы этот человек отстранился от греховного и немного подождал бы, то Аллах дал бы ему эти два динара разрешенным путем».
Приведем другой пример твердой решительности. Это произошло с Умаром. У Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, был сад. И как-то раз, выполняя там молитву, Умар отвлекся от молитвы, причиной чему послужила красивая птичка, которая в этот сад прилетела. Умар ибн аль-Хаттаб твердо решил, что больше этот сад его не отвлечет от совершения молитвы. Его решением было твердым: он отдал свой сад как садака.
Следующий пример: когда Абдулла ибн Умар пропускал коллективную молитву, то молился дополнительно вплоть до наступления следующей молитвы.
Таким образом, сила твердого намерения и решимости не совершать грех в большей степени зависит от искренности покаяния. Интересны высказывания великих исламских ученых об искреннем покаянии.
Умар ибн аль-Хаттаб: покаяться в совершенном грехе и больше к нему не возвращаться подобно тому, как не возвратится молоко в вымя.
Хасан аль-Басри: раскаяться в том, что прошло и не возвращаться к этому.
Куляби: просить прощения языком, раскаяться сердцем, удерживаться от греха телом.
Несмотря на то, что есть возможность совершения греха повторно, этого стоит остерегаться, поскольку после совершенного греха мы сделали покаяние и оно, возможно, было, по воле Всевышнего, принято. Но если мы совершаем грех повторно, то получаем грех за его совершение и, к тому же, нарушаем то обещание, которое исходило от нас во время покаяния.
Йахьйа ибн Муаз сказал: одна ошибка после покаяния хуже в 70 раз, чем она же до покаяния.
Любой совершенный нами грех может быть исправлен. Мы можем покаяться в содеянном, сделать благодеяние, чтобы оно закрыло собой прегрешение. Двери покаяния открыты всегда: семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки, триста шестьдесят пять дней в году. Расстояние створок дверей покаяния, как расстояние между востоком и западом. И открыты они будут до того времени, пока Солнце не взойдет с запада или до того момента, когда человек не начнет издавать предсмертный хрип.