По этому поводу существует три различных мнения:
·Пророки для джиннов были ниспосланы из числа людей, а не из самих джиннов.
Это мнение является мнением большинства ученых, и считается более предпочтительным. ( Фатавас-Субки,2/618; Ибни Нужейм, Аль-Ашбах ван-назаир, 2/330; Тафсиру Разый, 13/195; Ибни Хажер Аль-Хайтами, Аль- Фатавал-хадисия, стр. 69)
·Не было пророков из числа джиннов, но были джинны именуемые «Нузур», получавшие знания у пророков и увещевавшие в последствии джиннов. Этого мнения придерживались Ибни Аббас(р.а.), Муджахид, Ибни Джурейдж и Абу Убейд (Тафсирут-Табари, 26/31; Фетвас-Субки, 2/618).
·К джиннам были посланы пророки из числа самих джиннов. Этой же точки зрения придерживались Имам Муджахид, Даххак и Ибни Хазм Аль-Андалуси. (Тафсируль-Куртуби,7/86; Тафсируль-Алуси, 8/28; Тафсирур-Рази, 13/195)
Теперь хотелось бы более подробнее остановится на доводах, приводимых представителями всех трех направлений.
Как было сказано выше, первой точки зрения придерживается большинство исламских ученых.
Имам Субки сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) был послан с увещеванием одновременно и джиннам, и людям, и я не знаю по этому поводу иного мнения. Ученые, по этому поводу, имеют по этому поводу такое же мнение.» (Фетвас-Субки, 2/594)
Ибни Нуджайм так же считает, что «Большинство ученных придерживается мнения, что среди джиннов не было пророков» (Ибни Нуджейм, Аль-Ашбах ван- Назаир, 2/330).
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«До тебя Мы направляли посланниками только мужей из селений, которым мы внушали откровение. Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, которые жили до них? Воистину, обитель в Последней жизни лучше для богобоязненных. Неужели они не разумеют?» (сура Юсуф, аят 109)
Имам Куртуби в тафсире данного аята отметил, что «по содержанию аята мы видим, не было пророков из числа женщин, ангелов и джиннов». (Тафсируль-Куртуби, 9/274).
Так же в Коране говорится:
«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь - Видящий.» (сура Аль-Фуркан, аят 20).
По мнению большинства, эти два аята являются ярким доказательством того факта, что Всевышний Аллах не посылал пророков из числа джиннов.
Теперь рассмотрим позицию некоторых ученных считающих, что не было пророков из числа джиннов, но были среди них увещеватели, получавшие необходимые знания от пророков людей. По их мнению, все пророки были из числа людей, но по Милости Всевышнего, были праведные джины, которые познав путь истины, увещевали своих соплеменников.
Ибни Аббас (р.а) сказал: «Посланники джиннов, услышанное послание доводили до своих племен, как указанно это в Священном Коране:
«Вот Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали Коран. Когда они пришли к нему, то сказали: «Молчите и слушайте!». Когда же оно (чтение Корана) было завершено, они вернулись к своему народу, чтобы предостеречь его.»(сура аль- Ахкаф, аят 29).(Тафсируль-Куртуби,7/86)
По мнению Муджахида: «Нет посланников из числа джиннов. Посланники были среди людей, а увещеватели среди джинов, и были они посланниками посланников. Поэтому пророков людей мы называем «Русуль», а джиннов увещивателей «Нузуль» (пердостерегающие)» (Ибни Аби Хатим, №7903,4/1389).
Ибни Джуреидж и Абу Убейда так же придерживались мнения, что «даже если среди джиннов были посланники, то они были посланниками пророков».
Главным сторонником мнения, что пророкам джиннов были сами джинны, считается Даххак. Он приводит хадис, по которому на вопрос «До прихода Пророка (ﷺ), были ли пророки из числа джиннов?» Посланник Аллаха (ﷺ) зачитал аят:
«Мы скажем: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашего числа, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?». Они скажут: «Мы свидетельствуем против самих себя». Мирская жизнь обольстила их, и они принесут свидетельство против самих себя о том, что они были неверующими». (сура Аль-Анам, аят 130)
А затем сказал: «Разве ты не слышал это откровение Всемогущего Аллаха? Конечно же как сказано Аллахом были посланники и среди джиннов, и среди людей».Тафсируд-Даххак,1/353; Тафсирут-Табери, №13899, 5/345).
Имам Мукатил считал, что «Аллах посылал посланников людям из числа людей, а джиннам из числа джиннов».
По их мнению, опираясь на аяты:
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу». (сура Аль-Анам, аят 38)
а так же:
«Мы послали тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (сура Фатыр, аят 24)
нет не одной разновидности творений Создателя, которые остались бы без увещевателей истины Всевышнего. И в качестве доказательства правоты своей позиции они приводят аят:
«Скажи: «Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела». (сура Аль-Исра, аят 95).
Соответственно появление пророка из тоже среды, которого бы понимали и воспринимали такие разумные существа, как джинны, созданные еще до появления Адама (а.с.) было бы вполне объяснимым и естественным явлением. Так же, как Джабраиль и Микаиль (а.с.) являются увещевателями из числа ангелов для ангелов, как Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад (Салаватуллахи аля набиийна ва алейхим аджмагыйн) были избранными пророками из числа людей, посланные к подобным себе, так и наличие пророков джиннов из числа самих же джиннов считается вполне закономерным.
Все существующие разногласия по данному вопросу относятся к периоду до появления Пророка Мухаммада (ﷺ). Сомнений же в том, что Посланник Аллаха (ﷺ) был послан как к джиннам, так и людям нет сомнений не у кого. (Алямуль-джин, Абдуль-Карим Нафван, стр 210)
Источник: islam-today