Должна признаться: иногда меня ставят в тупик и заставляют задуматься судьбы людей, за которыми я наблюдаю многие годы, и вижу их жизненные обстоятельства.
Говорят, никогда не следует судить или пытаться сделать выводы о человеке, исходя только из видимого, потому что никто, кроме Аллаха, не знает истины и скрытых фактов. И это правда. Тем не менее, разительный контраст между тем, как складывается жизнь разных людей, и очевидными различиями в уровне их религиозности порой заставляет задуматься о вере в Аллаха, жизненных испытаниях и связи всего этого с нашим уделом в будущей жизни.
К примеру, я знаю одну сестру — с виду исключительно верующего и благочестивого человека. Кажется, она всегда в высшей степени предана заповедям Ислама, сторонится даже сомнительного (макрух). В разговоре она всегда упоминает Аллаха, пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Коран и хадисы. Вокруг нее витают спокойствие и тихая духовность, в которых чувствуется вдохновенность и поразительное благоговение.
Ее жизнь — подчинение мужу, редкие выходы из дома, годы упорного труда. Самое главное для нее — забота о детях. Тем не менее, из года в год я слышу об обрушивающихся на нее невзгодах и испытаниях: хроническая болезнь и физическая боль, нужда, жестокое отношение со стороны близких и дорогих ей людей. Ее совершенно не ценят и не уважают собственные дети, от мужа она терпит обиды и скупость: он упрекает ее за «убогий» внешний вид и религиозность и практически не расходует на нее денег. Брат постоянно обзывает ее за появление в хиджабе на светских мероприятиях. По той же причине ее высмеивает даже престарелая мать, а она все равно поддерживает с ними родственные отношения.
Я знаю еще одну сестру, которая много лет ведет откровенно мирской и свободный образ жизни. Она молода, не замужем, у нее много приятелей-мужчин. Она ходит в клубы, путешествует в экзотические страны, носит откровенную одежду. У нее отличные отношения с родными, она популярна и любима коллегами и друзьями. У нее нет проблем со здоровьем, и благодаря регулярным тренировкам она хорошо выглядит. Немаловажно и то, что она занимает очень высокую должность, финансово независима и может позволить себе излишества — все, чего душа пожелает.
Когда я сравниваю этих двух мусульманок (вероятно, несправедливо) мое скудное разумение мудрости Аллаха заходит в тупик. Я качаю головой, потому что просто не понимаю, почему? Почему благочестивым верующим людям постоянно достаются тяготы, а на явных грешников как из рога изобилия сыплются всевозможные жизненные блага?
Как узнать, бедствия, выпадающие на долю человека, — это испытание веры или наказание за грехи? Ведь если бы грехи наказывались проблемами, горестями, тяготами и болью, то откровенным грешникам не посылалось бы столько мирских благ, не так ли? А благочестивые люди не страдали бы от невзгод, подстерегающих их тут и там?
Аллах испытывает тех, кого любит
Поверхностное чтение, а также глубокие размышления над Кораном делают очевидным одно: на долю всех пророков Аллаха выпадали огромные тяготы — физические, социальные и психологические — и чем больше они проповедовали послание Аллаха, тем больше было тягот.
В Коране Господь прямо говорит, что Он будет испытывать верующих тяготами этого мира: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов» (Коран, 2:155).
Итак, если речь идет о пророках Аллаха или праведниках, переживших религиозное прозрение, вследствие чего они приходят к истинной религии и начинают проповедовать ее, то обычно происходит следующее. Живет некий мусульманин, не задумываясь, с шаткой верой в Аллаха и будущую жизнь. Время от времени он без особого усердия делает какие-то добрые дела и в целом не утруждает себя особым благочестием. Главное для него — мирские заботы.
Он пользуется уважением и, казалось бы, живет, в достатке. И вдруг у него наступает религиозное пробуждение: он возвращается к Аллаху и с тех пор начинает строго соблюдать заповеди Ислама. И с этого момента на него начинают обрушиваться одно испытание за другим. Так и было с пророками Аллаха после того, как они получали откровение и начинали нести божественное послание человечеству.
Можно подумать, что жизнь согласно Исламу приносит только потери и беды, тогда как «свободный», светский образ жизни, основанный на «общечеловеческих ценностях» сулит спокойствие, удовольствия и процветание. Из-за кажущегося колоссального несоответствия между явными проявлениями религиозности и отсутствием таковой большинство людей, колеблющихся в вере, воздевают руки к небу со словами: нет, спасибо, не надо нам религии — мы желаем наслаждаться благами жизни, и не хотим подвергаться испытаниям.
Наказание или испытание — как определить?
Итак, остаются два вопроса:
— Почему Аллах подвергает нас испытаниям, особенно, когда Он уже знает об искренности нашей веры? Зачем, вообще, Он испытывает нас, если уже все знает?
— Как узнать, являются тяготы испытанием или наказанием за наши грехи?
Ответ на первый вопрос можно подытожить в трех пунктах:
1. Подвергая верующего испытаниям, Всевышний хочет показать его прекрасный характер и терпение другим людям, чтобы это послужило им уроком, примером для подражания и привело к прекрасной религии, которая учит такому поведению.
2. Аллах хочет увеличить число таких людей в этом мире и их вознаграждение в будущей жизни. Чем сильнее боль, терпеливо сносимая здесь, тем слаще будет награда в раю, по воле Аллаха.
3. Пережитые тяготы воспитывают мудрость, выдержку, самодисциплину, чувство собственного достоинства, целостность и многие другие возвышенные качества, которых не достичь тому, кто живет легко и беззаботно. Люди, претерпевающие многие трудности, более склонны к состраданию, потому что сами пережили боль и знают, каково это.
Ответ на второй вопрос еще проще: степень нашей веры, поступки и поведение во время и после бедствия — вот ясные указатели на то, было оно испытанием нашей веры или наказанием за грехи.
Смирились ли мы перед Аллахом, вернулись ли к Нему с покаянием и стали более праведными в делах после этого испытания? Терпеливо ли сносим боль, заставляя себя довольствоваться тем, что уготовил нам Аллах, и стремясь угодить лишь Ему?
Или же мы разозлились на Аллаха, упорствуем в непокорности, жалуемся, показываем недовольство Его промыслом и еще больше отходим от заповедей Ислама? Пошатнулась ли наша вера в Господа из‑за бедствий? Начали ли мы сомневаться в Исламе, забыли о покорности Аллаху и обратились за утешением и поддержкой не к Нему, а к тому, что Он запретил?
Именно из‑за решающей роли испытаний и бедствий в нашей судьбе пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил мусульман от мирских тягот искать прибежища у Аллаха.
От Анаса ибн Малика передается, что Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение (Аллаха), а негодовавших постигнет гнев (Его)» (Ат‑Тирмизи).
Но для того что бы это чувство испытать надо изначально за это от чего то отказаться . АЛЛАХ СВЯТ ОН и ВЕЛИК не нуждается в такой оплате так как АЛЛАХ СВЯТ ОН и ВЕЛИК вообще ни в чем и ни в ком не нуждается. Но тем не менее мы должны изначально за это от чего то отказаться.
А именно от поклонение кому либо кроме АЛЛАХА СВЯТ ОН и ВЕЛИК. От распитие спиртных напитков. От прелюбодеяния. От сплетен, словоблудия. От пустого и праздного времяпровождения. Что бы приобрести чувство независимости нужно пережить такой момент когда от тебя отворачиваются все. И чем сильнее испытание тем сильнее иншАЛЛАХ можем стать мы. А там глядишь иншАЛЛАХ к тебе может быть и присоединяться те кто когда то отвернулся от тебя. Но после того когда это произойдет нужно приложить все силы что бы из тебя со временем не сделали кумира или идола. Да убережет нас АЛЛАХ МИЛОСЕРДНЫЙ от этого. Ауминь.
Ислам это не религия вбивание как думают многие. Ислам это религия свободы через запреты и ограничения. Но почувствует эту свободу те кто откажется от запретного. А те кто погонится за мнимой свободой окажутся в рабстве своих эмоций.