Из биографии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) нам известно, что для распространения Слова Аллаха и послания ислама он отправил письма властителям разных государств. Одно из его благородных посланий получил император Римской империи.
В этом письме Пророк называет его «Великий муж Византии». Воздавая дань уважения императору, Пророк, тем не менее, дает понять, что «великим» считают его римляне, но не Он. В письме Мухаммад приводит и строки Корана: «О, люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха» (Коран, 3:64).
Цитируя этот аят, Пророк добивается сразу нескольких целей. Во-первых, он проявляет должное уважение к адресату, а во-вторых, упоминает то, что объединяет их обоих.
В жизни Пророка (мир ему и благословение) можно найти множество примеров тому, как проявлялось его умение найти подход к человеку, привлечь его внимание, склонить его чувства в свою сторону, и после этого призвать к исламу или что-то объяснить ему, если он уже мусульманин.
При этом Пророк опирался на прекрасные методы и приемы. Эти методы может применить каждый, кто хочет следовать его благородному примеру и взять на себя это великое бремя.
Какими же приемами пользовался Пророк (мир ему и благословение)?
1. Обучение на собственном примере
«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете» (Коран, 61:2-3)
Пророк никогда не преподавал что-то, чего не делал сам, и учил мусульман делать так же, в соответствии с приведенным и многими другими аятами Корана. Чтобы подчеркнуть, насколько важен подобный метод, можно напомнить обстоятельства заключения Худайбийского соглашения.
«Закончив составлять соглашение (о перемирии), посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел своим сподвижникам: «Встаньте и заколите (свой жертвенный скот), а потом обрейте головы». И, клянусь Аллахом, никто из них не двинулся с места, несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение) сказал это трижды.
(Увидев, что) никто из них не встал, Пророк (мир ему и благословение) зашёл к Умм Саламе, рассказал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему, и Умм Салама сказала: «О пророк Аллаха, хочешь ли ты, (чтобы это твоё веление выполнили)? Выйди наружу и никому не говори ни слова, пока сам не принесёшь в жертву своего верблюда и не позовёшь своего цирюльника, чтобы он обрил тебе голову».
Тогда Пророк (мир ему и благословение) вышел наружу и не заговорил ни с кем из них, пока не сделал всё это: он заколол своего верблюда и позвал своего цирюльника, который обрил ему голову. Увидев это, (его сподвижники) поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы, проявляя такую поспешность, что чуть было не задавили друг друга насмерть»(аль-Бухари).
2. Обучение с помощью вопросов и ответов
Вспомним знаменитый хадис, в котором архангел Джибриль пришел к Пророку, и начал спрашивать его об имане, ихсане и Судном Дне. Пророк подробно ответил ему, а потом пояснил, что Джибриль пришел, чтобы научить сахабов религии при помощи беседы с Пророком в форме вопросов и ответов (Этот хадис можно найти у Муслима).
3. Речи и проповеди
Пророк постоянно и регулярно вел пятничные проповеди (хутбат аль-джуму’а), в которых наставлял сахабов и учил их исламу. Он без устали говорил о нуждах молодой мусульманской общины и отвечал на вопросы, возникающие в повседневной жизни мусульман. Он также уделял огромное внимание тому, чтобы очистить их души и направить сердца к будущей жизни.
4. Превращение беседы в проповедь
Пророк (мир ему и благословение) то и дело заводил разговоры, в которых привлекал внимание мусульман к важным вопросам или предостерегал их от порочного. Такие разговоры не были регулярными, чтобы не утомлять людей. Сподвижники Пророка тоже пользовались этим приемом для даваата. Шакик рассказывает: «Однажды мы сидели перед домом Абдуллы (ибн Масуда), ожидая, когда он выйдет и произнесет проповедь. Как раз в это время мимо нас проходил Язид ибн Маувия ан-Нахаи. Мы сказали: «Сообщи ему (Абдулле ибн Масуду) о том, что мы здесь». Он вошел в дом, и оттуда незамедлительно вышел Абдулла ибн Масуд и сказал нам: Я знал, что вы здесь, и ничто мне не мешало выйти, кроме того, что я не хотел наскучить вам, Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение), выжидал определенные дни для проповедей, чтобы не наскучить нам» (Муслим).
5. Краткая беседа после намаза
Пророк (мир ему и благословение) всегда сразу после намаза вел короткую беседу, чтобы ответить на вопросы мусульман или что-то объяснить. Об этом говорится во многих хадисах Сунны Пророка, размеры данной статьи не позволяют цитировать их все.
6. Обучение с помощью вопросов
Иногда, чтобы вызвать у людей интерес к тому или иному предмету или обратить их внимание на то, что он хочет сказать, Пророк задавал вопросы. К тому же, с помощью этого приема он поправлял людей и вводил новые значения старых понятий. Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) однажды сказал: «Знаете ли вы, кто настоящий банкрот?» Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закат, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад» (Муслим).
7. Обучение с помощью притч
Пророк часто рассказывал сахабам о прежних пророках и их народах, а иногда и об отдельных людях из этих народов, чтобы интересные истории стали уроком и предостережением для мусульман. Отсылаем читателя к рассказу о людях, сожженных во рвах, чародее, монахе и мальчике, который упомянут в Сахихе Муслима.
8. Обучение с помощью иносказаний
Пророк (мир ему и благословение) в беседах с сахабами часто употреблял иносказания, чтобы донести до них абстрактные понятия и помочь выбраться из тьмы невежества на свет религии и веры. В качестве иллюстрации можно привести следующий знаменитый хадис, рассказанный Абу Хурайрой. Посланник Аллаха сказал: «Притча обо мне и о других пророках как красивый дом, а в углу один камень, который не вставлен на свое место. И стали люди приходить и смотреть, какой красивый дом! И все желали, чтобы тот камень, который не поставлен, был поставлен на место. Я — этот камень, и я — последний пророк, мною было завершено пророчество» (аль-Бухари).
9. Обучение на примере
Как Пророк это делал, можно узнать из истории о бедуине, спросившем время намаза. Сулайман бин Бураида передает от своего отца, что один человек спросил о временах намаза, на что Пророк (мир ему и благословение) велел ему: «Совершай с нами намазы на протяжении этих двух дней», далее в хадисе приводится: «Затем он повелел ему (то есть Билялю) и он призвал к магрибу. Когда исчезло солнце… он совершил вечернюю молитву до того, как исчезли сумерки…, затем он сказал: Где тот интересующийся о временах намаза человек?». Он ответил: «Я тут, о, Посланник Аллаха». Далее Пророк продолжил: «Времена ваших намазов заключаются в увиденном вами»» (Муслим).
10. Обучение на практике
Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) вошел в мечеть. Туда также вошел некий мужчина и совершил молитву, а потом, подойдя, пожелал мира ему. Пророк (мир ему и благословение) ответил ему миром и добавил: «Вернись и помолись снова, потому что ты не молился».
Этот мужчина вновь исполнил такую же, как в прошлый раз, молитву, затем подошел к Пророку (мир ему и благословение), пожелал ему мира и Мухаммад (мир ему и благословение) произнес: «И тебе мир! — А потом добавил. — Вернись и помолись снова, потому что ты не молился».
Когда это повторилось в третий раз, мужчина сказал: «Клянусь Тем, Который послал тебя с истиной! По-другому я не был научен молиться!» Он сказал: «Встав на молитву, произнеси такбир (Аллаху Акбар), а потом читай то, что тебе дается легко из Корана. Затем соверши поясной поклон и пусть твое туловище замрет в нем, в спокойствии.
После, выпрямись и замри прямо, в спокойствии. Затем соверши земной поклон, замри в нем в спокойствии, затем оторвись и сядь, замерев сидя в спокойствии, а дальше повторяй все это на протяжении всей твоей молитвы» (аль-Бухари).
11. Обучение в обществе учителя
По своему обычаю Пророк брал с собой в бой всех мусульман, способных сражаться, исключение делалось только с его разрешения. Более того, во время военных походов, он оставлял рядом с собой группу мусульман, чтобы те свидетельствовали явление Корана, а затем передавали его тем, кто вернется с войны. Так они узнавали, что Аллах явил Своему Пророку в их отсутствие. Это понятно из следующих строк Корана: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Коран, 9:122).
12. Обучение с заботой об учениках
Во время своих проповедей, Пророк обычно обращался к слушателям со словами: «Что случилось с людьми, если они так поступают?» Естественно, эти слова адресовались определенным людям, и они слушали их, испытывая стыд в сердце и желая избавиться от этого недостатка. Конечно, даваат предполагает призыв к благочестию и богобоязненности, а не перечисление недостатков и прегрешений!
Это лишь некоторые приемы и методы даваата, применявшиеся Пророком (мир ему и благословение), благодаря которым он завоевал сердца почти всех, кого призывал к исламу.
К сожалению, в наше время мы испытываем нехватку проповедников, которые так же благородно заботятся о тех, кому проповедуют, и, таким образом, приближают их к Аллаху и наставляют на Его прямой путь.
Наоборот, те, кого мы считаем проповедниками ислама, и те, кто считают себя его служителями, зачастую только отпугивают людей от этой религии единобожия, милосердия и мира.