Мой друг сказал:
- Вы говорите о совести, как о чем-то святом, как будто это что-то сверхъестественное, а это чувство нравственной ответственности за свое поведение в человеческом обществе и в отношении к окружающей среде. Это продукт общественного сознания, сравнимый образно с медным изделием, которое долго шлифовали, оттачивали, прессовали, закаляли, отливали в печке, - точно так же формировалось и оттачивалось это чувство в условиях общественного взаимодействия. У нас она вещь, трансформировавшаяся относительно уровня общественного благосостояния. О том, что дает пользу, мы говорим: это хорошо, а то, от чего только вред, мы называем плохим, хотя это только воздержание, но вы дорожите, ими, как своими сокровищами.
- Да. Это точка зрения материалистической философии, утверждающей, что совесть - это власть окрика и запрета, сформировавшейся в общественной жизни. Простейшее достижение в различных отношениях между людьми, между эпохами, веками, между народами. Это ваша логика. Но это не истина. В действительности совесть - это луч, направленный Аллахом в природу человека. Это также указания, доводы и компас, с которыми мы рождаемся и которые направляют нас к истине, и во всех периодах общественного развития сверкает, полируется зеркало этого компаса. Для этого у нас есть неопровержимые доказательства.
Взгляни на мир животных, где нет ни общества, ни общественного сознания. Если последишь за кошкой после того, как она оправится, то она ходит вокруг того места, чтобы как-то спрятать свои нечистоты. В каком кошачьем обществе она получила этот поучительный пример? Как она отличает грязь от чистоты? Или когда кошка стащит рыбку со стола, и ее поймают на месте преступления, шлепнут ее, она закрывает глаза, чувствуя свою вину. Или когда, играя с детьми, кошка случайно разобьет вазу, то быстро прячется под стол, понимая что "наломала дров". Это все данные, являющиеся доказательством, того, что есть чувство под названием совесть. В кошачьем мире нет общества, где воспитывалось бы это чувство. Нам вообще незнакомо понятие "кошачье общество".
Супружеская верность у голубей, благородство коня, его преданность и привязанность к хозяину до конца своей жизни, гордость льва, его манера не кидаться на жертву со спины, стыдливость верблюда и прерывание сношений с партнершей, почувствовав посторонний взгляд.
Вот сколько примеров из мира животных. Где они научились этим манерам, в каком обществе животных?
Вот случай, который произошел в Каирском цирке. Разъяренный лев бросился на своего дрессировщика Мухаммада Хулуви сзади, схватил его за плечо и нанес ему смертельную рану. Трагический конец - дрессировщик скончался от тяжелой раны. После этого лев перестал принимать пищу, заперся в клетке, не двигаясь и не проявляя никакого интереса ни к еде, ни к людям. Затем перевели его в зоопарк, подсадили к нему львицу для развлечения, лев побил гостью и с треском прогнал из клетки. Так продолжалось его затворничество, пока однажды он не схватил свою грешную лапу и не стал ее яростно грызть до тех пор, пока не испустил дух.
Животные страдают, мучаются, переживают, горюют, убивают себя во искупление своего греха. Так в каком же обществе хищников лев получил этот идеальный пример. И есть ли в обществе хищников закон, призывающий к самоубийству за смертельную рану, нанесенную человеку? Перед нами примеры такого благородства, вежливости и совести, которых порой не встретишь даже у человека. Мы здесь перед фактом полного провала материалистического определения и представления о сущности совести.
Нет определения тому, что мы видим, кроме того, что утверждает религия: совесть - это луч, помещенный Аллахом в природу всякого живого существа и, что все стадии развития общества удаляют ржавчину с этого божественного света.
А случай со львом и дрессировщиком: общение и дружба смягчили хищную душу льва и разбудили в нем раскаяние. Поэтому лев скорбит, в глубоком отчаянии; раскаиваясь в своем преступлении, как и человек, он с горя убивает себя. Разрешенное явно к неразрешенное явно, как сказал наш пророк, мир и благоденствие над ним: "Советуйся со своим сердцем, хоть и посоветуют тебе люди!"
Мы не нуждаемся в шариатском специальном образовании, чтобы отличить хорошее от плохого, ошибку от правды, дозволенное от недозволенного. Поистине, Аллах поместил в сердце каждого из нас весь шариат и точные весы. Все, что требуется для очищения наших душ от материальной грязи, вреда страстей, мы видим, узнаем, и определяем без посоха общественных знании и это луч Аллаха, имя которому совесть! Аллах говорит: "О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам различение". (8.29).
Аллах сказал в своем изречении, которое передал суфий Мухаммад ибн Абду Жабир:
"Как же ты отчаиваешься во мне, когда в твоем сердце сидит Мой посол и советчик".
Совесть - твердая истина и нравственное целомудрие. Убийство никогда не может быть добром, также и воровство, ложь, насилие, прелюбодеяние, ругательства, бесстыдство, грубость, жестокость, лицемерие, неверность - все это противоречит нравственности и это так останется всегда, пока Аллах не унаследует землю.
Также и любовь, милость, правда, милосердие, прощение, добро, щедрость - они никогда не станут безнравственностью, если только не разрушатся небеса и земли и если сумасшедший не захватит власть и не исчезнет разум на земле! (Продолжение следует...)
Из книги "Спор с безбожником".
Перевод с арабского: Батукаев Шамсуддин Халидович.
г. Кентау (Ю.Казахстанская обл.).