Халиф мусульман Харун ар-Рашид, когда узнал имама аш-Шафии поближе, проникся к нему добрыми чувствами, хвалил и ставил его в пример. Некоторым ученым Ирака не нравилось это, и они страшно завидовали имаму. Однажды иракцы решили испытать разум и знания имама аш-Шафии в присутствии халифа и задали ему самые сложные вопросы.
Первый вопрос: «Некий человек, зарезав дома овцу, вышел по какой-то надобности. Вернувшись, он сказал жене: ешьте это мясо сами, оно для меня запретно (харам). Тогда его домочадцы ответили: в таком случае оно запретно и для нас. Как такое может быть?»
Аш-Шафии ответил: «Этот человек был язычником и резал животное с именем своего идола. Когда же он вышел из дома ради нужды, Аллах направил его на истинный путь, и он принял ислам. Поэтому, когда пришел домой, он сказал членам своей семьи, что мясо это для него запретно и пусть они едят его сами. Когда домочадцам стало известно о том, что он принял ислам, они также уверовали. И тогда мясо той овцы для них тоже стало запретным».
Второй вопрос: «Два мусульманина выпили спиртное: один из них заслужил наказание палкой, а другой нет. Что ты скажешь об этом?»
Имам Аш-Шафии ответил: «Один из них был взрослым, совершеннолетним человеком, а другой еще не достиг совершеннолетия».
Третий вопрос: «Если ты встретишь двух женщин и двух парней, которые утверждают, что они являются двумя женами, двумя сыновьями и детьми двух жен, то как такое может быть?»
Имам ответил так: Каждый из парней – сын одной из этих женщин, и каждый из них женат на матери своего спутника. Поэтому эти оба парня являются мужьями этих женщин и их сыновьями».
Четвертый вопрос: «Некий человек пил воду из одного сосуда. Когда он выпил половину воды, то другая половина стала для него запретной. Что ты скажешь по этому поводу?»
Аш-Шафии сказал: «Когда этот человек выпил половину воды, то в оставшуюся воду из его рта капнула кровь, поэтому она стала для него запретной».
Пятый вопрос: «Пятеро мужчин совершили прелюбодеяние с одной женщиной. Одного из них казнили посредством отсечения головы, второго до смерти забили камнями, третьему нанесли положенные удары палкой (хадд) за совершенное прелюбодеяние, четвертому нанесли половину положенных ударов за прелюбодеяние, а пятому ничего не сделали. Как такое может быть?»
Аш-Шафии ответил: «Первого казнили, потому что он указал на путь совершения прелюбодеяния. Второго до смерти забили камнями, ибо он был женатым человеком. Третьего наказали палкой, ибо он еще не был женат. Четвертого наказывали половиной хадда, потому что он был рабом. А пятый был сумасшедшим, который не ведает что творит».
Шестой вопрос: «Когда один человек в намазе произнес приветствие в правую сторону, он оказался разведенным с женой. А когда же он произнес приветствие в левую сторону, он обязался совершить намаз заново. Когда же он обратил свой взор на небеса, он обязался возместить тысячу дирхемов. Как такое может случиться?»
Аш-Шафии ответил: Когда он произнес приветствие в правую сторону, его взгляд упал на бывшего мужа своей жены, пропавшего без вес, и по его возвращении он оказался разведенным со своей женой. Когда же он произнес приветствие в левую сторону, он заметил на своем плече то, что делает намаз недействительным, и поэтому ему пришлось повторить намаз. Когда он обратил свой взор на небеса, то он увидел новую луну. Согласно которой настал обговоренный срок вернуть взятый долг».
Седьмой вопрос: «Некий человек отдал своей жене мешочек и сказал ей: «Используй его содержимое, но не открывай его, не распарывай, не сжигай и не заглядывай внутрь. Если ты не выполнишь хоть одно из условий, ты разведена».
Аш-шафии сказал: «В этом мешочке был или сахар, или соль. Поэтому его необходимоопускать в воду, пока его содержимое не растворится».
Из книги «Имамы четырех мазхабов»