Я стояла в аэропорту, ожидая привычную проверку. Пока я ждала своей очереди, я увидела маленькую девочку с мамой. Девочка очень плакала, по ней было видно, что она была больна. Мама начала искать в сумке лекарства, чтобы хоть как-то облегчить положение дочери. Я была поражена тем, насколько эта маленькая девочка выглядела уставшей и разбитой, я будто смотрела на того, кто был пойман и закован в цепи. Эта чистая, невинная душа была закована в мирском теле, которому было предписано недомогать, чувствовать боль и страдание.
Потом я вспомнила хадис, в котором наш Посланник с.а.с. говорил: «Этот мир- тюрьма для верующего и рай- для неверующего»(Сахих Муслим). И в тот момент, я раскрыла и поняла этот хадис иначе, чем я понимала его раньше. Многие люди считают, что смысл этого хадиса в том, что неверующие живут праздно, в то время как верующие ограничены рамками дозволенного «халяль» и запретного «харам», и должны ждать Вечную жизнь, чтобы тоже начать праздную жизнь. Некоторые, в свою очередь, интерпретируют этот хадис, как, если бы этот мир был полон угнетающего и плохого для верующих, но радостного и благоговейного для неверующих.
Но я думаю, что все не так.
В тот момент у проверочной линии аэропорта, я будто бы увидела значение этого хадиса в той маленькой девочке. Я увидела душу, закованную в мирское тело, но изначально принадлежащую Лучшему Миру, где она не будет чувствовать боль.
Но, что случается тогда, когда душа, закованная в мирском, думает, что она уже в Раю? Захочет ли эта душа в другое место? Туда, где лучше? Нет. Она, душа, уже там, где ей хочется быть. Когда ты в Раю, ты просто не можешь себе представить, что где-то может быть лучше. Ты никуда не стремишься. Ты доволен тем, кто ты есть и где ты. Это состояние неверующего человека. Аллах говорит в Священном Коране: «Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями»(10:7).
Для души, неверующей в Господа, этот невечный мир, полный разочарований, является раем. Это все, что она знает. Представьте, что мир, в котором вы падаете, страдаете, болеете и, в конце концов, покидаете его - был бы единственным раем, который вы знаете. Представьте, агонию всего этого положения.
Человек, который не верит в существование места лучше этого мира - будет становиться нетерпеливее с каждым разом, когда этот мир будет казаться не таким идеальным, каким он хочет его видеть. Они сердятся и разочаровываются слишком быстро, потому что эта жизнь и этот невечный мир должен был быть их раем. Каждое старание, каждый рывок, шанс и удача, данные им Господом, используются лишь для того, чтобы заполучить как можно больше мирского - но они не получат больше, чем им было предписано Всевышним.
Неверующая душа настолько прикована к мирскому телу, что не хочет уходить из него. Это самое лучшее место для этой души, а забирать душу из «рая» самое ужасное насилие против нее. Аллах в Коране описывает смерть неверующего словами: «Клянусь исторгающими души неверующих жестоко»(79: 1).
Ее исторгают, вырывают, потому что она не хочет покидать свой «рай», она не знает, что есть место куда лучше этого тленного мира.
Однако же, для души, верующей в Господа и в жизнь после смерти, все это происходит иначе. Верующая душа в этом мире чувствует себя заключенной в тюрьме, а не в Раю. Почему? Кто такой заключенный? Заключенный человек - это тот, кто был пойман и закован в тюрьме. Заключенного забрали из дома. Он всегда хочет туда, где лучше, чем в тюрьме. Он хочет Домой. Мирское тело - это тюрьма для верующей души, не потому что этот мир полон страданий, а потому что эта душа постоянно стремится в Лучший и Вечный мир. И совсем неважно, насколько эта мирская жизнь может быть успешной и полной радости для верующей души, потому что все это ничто, по сравнению с тем, что ее ожидает в Будущем. Эта душа прикована к Господу и настоящему и вечному Раю с Ним. Несмотря на то, что она очень хочет Туда, этот мир удерживает ее на некоторое время от этого пути. Этот мир - всего лишь барьер, тюрьма. Верующая душа должна «отбыть свой срок» для того, чтобы вернуться благополучно Домой. Привязанность этой души - не тленное и мирское тело, поэтому, когда ей будет сказано, что она свободна, она ни на секунду не задержится в этой тюрьме. Так Аллах описывает смерть верующего человека: «извлекающими души верующих нежно»(79: 2).
Верующая душа легко освобождается от оков мирского тела. Теперь она свободна и может идти Домой. Она не будет стремиться остаться в «тюрьме», как неверующая душа, которая думала, что она уже в самом лучшем месте. Исходя из этого, наверное, невозможно придумать аналогию лучше, чем наш любимый Посланник с.а.с.
Нас всех позовет один и тот же зов. Но вопрос лишь в том, проживем ли мы эту жизнь так, что не захотим расставаться с мирскими и тленными благами? Или мы проживем эту жизнь так, что этот зов будем зовом освобождения нас от мирских оков и тюрьмы? Зов в Наш Истинный Дом.
(Отрывок из книги “Reclaim your Heart”, Yasmin Mogahed, 2012)