ШЕСТЬ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ НРАВОВ
ШЕСТЬ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ НРАВОВ
9 лет назад 4751 www.islam.ru/
«Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана.

Увлечение своими страстями и отказ от повиновения Всевышнему – вот два качества нафса, которые препятствуют достижению разного рода благ. 

Именно поэтому восстающий нафс так подвержен

гневу. А самым лучшим противостоянием такому

нафсу является применение благого нрава, способного укротить власть гнева, гася его огонь своей кротостью и мягкостью. 

То есть нафс, позволяющий совершать грехи, нужно сломить, с ним надо бороться. А для этого необходимо унизить его путём наказания, указывая нафсу на его презренность, низость и мерзость его поступков. 

Праведник Зун-Нун аль-Мисри сказал: 

«Духовная погибель, падение нравов людей возникли по шести причинам: 

первая – слабость намерения при совершении деяний для ахирата (вечной жизни); 

вторая – тела людей стали заложниками их страстей; 

третья – их одолели длительные мечты и чаяния, несмотря на приближение смерти; 

четвёртая – люди предпочли довольство людей довольству Создателя; 

пятая – они последовали за своими страстями, забыв Сунну (путь) своего Пророка (мир ему и благословение), 

и шестая – люди, оправдывая свои грехи, вспоминали незначительные ошибки и просчёты прежних праведников, забывая об их многочисленных достоинствах» (Как, например, стали оправдываться разногласием, имевшим место между Али и Муавией, да будет доволен ими Аллах, искажая факты и пренебрегая при этом их прекрасными достоинствами и похвальными качествами). 

Существует много методов и средств борьбы с нафсом, о которых сказано в достоверных книгах великих шейхов. Чтобы стремящиеся к довольству Аллаха всегда помнили о них, приведём некоторые из этих высказываний. 

1. Один из познавших Аллаха сказал: 

«Мы постигли суфизм не из каких-то слов и выражений, а благодаря голоду, отказу от мирских услад, оставлению дурных привычек, исполнению велений Аллаха и отдалению от Его запретов».

 2. Другого великого мудреца спросили: 

«В какие оковы необходимо заключить свой нафс?» Он ответил: «Сковывай его голодом и жаждой, унижай его, гася страсти, стремление к славе и величию, сломи его путём отказа от атрибутов богатых людей». 

3. Передают от Абу Язида (да будет свята его душа): 

«Я увидел во сне Господа, Славного и Великого, и попросил Его: «О Господь мой, укажи путь к познанию Тебя?» Аллах Всевышний сказал:

 «Оставь свой нафс и иди ко Мне»». 

4. Один из шейхов сказал: 

«Наш путь (тарикат) основан на трёх правилах: есть, только когда испытываешь голод; спать, только когда одолевает сон, и разговаривать при крайней необходимости». 

5. Другой духовный наставник сказал своему ученику: 

«Беда приходит по трём причинам: недобрый нрав, неотступное следование обычаям и плохая дружба».

Ученик спросил: «Что значит недобрый нрав?» Наставник ответил: «Это потребление харама (запретного)». Тогда ученик спросил: «Что значит неотступное следование обычаям?» Наставник ответил: «Это взоры на харам, наслаждение запретным и пристрастие к гибату (сплетням)».

Ученик спросил вновь: «А что значит плохая дружба?» На что наставник ответил: «Это следование страсти каждый раз, как только она вспыхивает в душе». 

6. Один из известных богословов сказал: 

«Наша обязанность не мстить тому, кто плохо обошёлся с нами, а, напротив, попросить прощения и извиниться перед ним, проявляя при этом скромность и простоту. Ведь чтобы очистить сердце от презрения к кому-либо, необходимо оказать благодеяние этому человеку». 

Итак, кто дорожит своим нафсом, тому религия презренна. И, напротив, кто дорожит своей религией, тому омерзителен нафс. 

Простые люди стараются усовершенствовать свои поступки, а избранные – стараются очищать свои духовные качества (ахваль). Претерпевать голод и ночное бодрствование в поклонении Аллаху – дело лёгкое. А вот исцелять нравы, очищая их от вредных привычек – дело весьма и весьма тяжкое.

0 комментариев