Однажды внук спросил своего деда:
‒ Дедушка, а каков срок жизни человека?
Дедушке вопрос понравился и он сказал:
‒ Его жизнь, сынок, вмещается в промежуток между азаном и намазом.
Внук не понял деда и переспросил:
‒ Как же это, дедушка? Разве у человека такая короткая жизнь?
‒ Да, это так, мой сын, ‒ ответил дедушка.
‒ Вот смотри. Жизнь человека помещается в отрезок времени: между азаном, после которого не совершают намаз, и намазом, на который не призывает азан.
Внук еще более запутался и спросил:
‒ Дедушка, а разве бывает азан без намаза и намаз без азана?
Дедушка мягко улыбнулся и проговорил:
‒ Послушай, мой сын. Помнишь, на прошлой неделе у нашего соседа родился сын, и меня попросили читать азан в уши новорожденного, ты пришел после школы и мы с тобой пошли вместе? Так вот, это и есть тот случай, когда после азана не совершают намаз. Ты и сам был свидетелем этого. Никто из нас намаз не совершал.
‒ Да, действительно, дедушка, все так и было, ‒ задумался внук.
Дедушка продолжил объяснение:
‒ Теперь о намазе без азана. Несколько месяцев назад умер твой дядя. Мы все для него читали джаназа-намаз.
‒ Да, дедушка, помню. Тетя тогда очень сильно плакала и все плакали. Мне было тоже его жалко, – тихо проговорил мальчик.
‒ Если ты обратил внимание, ‒ сказал дедушка, ‒ перед джаназа-намазом не читали азан. Потому что для джаназа-намаза азан не читают. А если задуматься, азан для этого намаза все-таки был прочитан. Когда твой дядя был новорожденным, ему кто-то читал в уши азан, как и я тогда для сына соседа. Вот так и получается, сын мой, наша жизнь начинается с азана, который не призывает на намаз и завершается намазом, у которого нет азана… Но это завершение тоже указывает на начало нового. Так что, сын мой, бережно относись к времени своей жизни! Не давай ни одной минуте пройти попусту! Мы живем всего лишь в коротком промежутке времени между азаном и намазом…
Величественен по Своей благодати [выше всего и вся] тот, в Чьей руке [под Чьим управлением] вся, абсолютно вся власть! И ничем не ограничена Его сила, мощь. Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы провести вас через испытание ‒ кто из вас лучший делами, поступками. Он ‒ Всемогущ и Всепрощающ.*
Священный Коран, 67:1-2
Для каждого из нас важно в этот небольшой отрезок времени (а в масштабах Вселенной, поистине, человеческая жизнь – лишь вспышка длиною в миг) успеть провести его так, чтобы в час, когда душа предстанет пред Всевышним, Он бы ею был доволен!
Никто из людей до тебя [Мухаммад] не был вечным. И когда ты умрешь [являясь человеком по своей природе], думаешь, они [твои недруги] так и не умрут [будут вечно жить на Земле, не понеся ответ за свои злодеяния]?! [А потому не стоит беспокоиться, каждый получит заслуженное им не от тебя, а от Бога. Смерть приземляет, отрезвляет.] Всякая душа почувствует вкус смерти [никому не избежать этого непростого переходного состояния от мирского к вечному]. Испытывать же вас [людей, пока живете] Мы будем как злом [болезнями, нищетой, унижениями], так и добром [крепким здоровьем, изобилием благ, возможностью влиять и властвовать], внося смуту [в души] и очаровывая (искушая) вас. [Как зло, так и добро могут разрушить кажущуюся непоколебимость духовных принципов; в обоих этих явлениях есть то, что может повернуть вас спиною к Богу: в период благополучия и достатка появится соблазн измениться и потерять праведную стезю; в периоды же нищеты и бедствий либо возымев «безграничную» власть и влияние одолеет искушение нарушить границы дозволенного, посягнуть на жизнь или имущество другого. Всегда есть соблазн стать тунеядцем и бездельником под «благовидным» предлогом (отшельничество, «нежелание грешить» и т. п.). Важно не то, что происходит (предпосылки радости, ликования либо предрасположенность обстоятельств к злобе и ненависти), а то, как человек к этому относится: (1) как трансформирует и интерпретирует в душе и сознании, (2) какие выводы для себя делает, (3) какие действия предпринимает (как реагирует), (4) благодарит ли Творца, насторожен пред Ним или недоволен и самоуверен. (5) Увязывает ли намерение и свое состояние с вечным, которое может обернуться невыносимой жарой и ужасом Ада либо неповторимыми ароматами, свежестью и сладостью Рая]. И к Нам вы [все до единого] будете возвращены [а потому не завтра, а уже сегодня научитесь трансформировать плохое в хорошее, благовидно рассуждая и благонравно поступая, прося при этом милости и благословения у Господа миров; и пусть не погубят вас временные блага, дары, ведь и они могут поднять в душе мятеж, восстание, смуту, итогом чего окажется приход к властвованию над душою и телом самоуверенного безбожия и безразличия].* Священный Коран, 21:34-35 с комментариями Ш. Аляутдинова