Сейчас в обществе популярна тема о женитьбе на второй жене. Нет, даже злободневна. Как только мужчины остаются наедине друг с другом, их беседа упирается в эту тему. Она всем по душе. Даже те, кто не в состоянии совладать с одной женой, сияют от счастья, если речь заходит о женитьбе на второй жене. Даже те, чье материальное положение не позволяет содержать двух жен, надеясь на завтра, шутя, выкладывают все, что таится в глубине души. Это свойственно мужской природе. Трудно им возразить. Несколько дней назад мы собрались за одним столом со знакомыми из области искусства, среди них были и поэты и певцы. Разговор опять коснулся темы тоқал. Один из них, словно не имея представления о решении шариата по этому поводу, сказал: «Кайреке, расскажите, что говорит шариат об этом?». Его слова подхватил другой и, подтрунивая меня, продолжил: «А что может он сказать, ведь он сам еще никак не может начать это». Посмеявшись над их шутками, я увел тему разговора в другую сторону. А сейчас я поделюсь с вами с мыслями, с которыми мне не удалось там поделиться.
В нашем обществе немало мужчин, которые смогли стать мужем и опорой еще одной женщине, осчастливить сразу две семьи, улучшить демографическую ситуацию. Я благодарен тем мужчинам, которые могут искусно управлять двумя семьями, не выводя сор из избы, и проявляют заботу о детях, а в отношении с жёнами проявляют верность.
Однако мы не должны забывать, что женитьба на токал - не для бездельника. К сожалению, некоторые наши братья, заключая брак со второй, разводятся с первой женой. Или наоборот, разводятся со второй и оставляют ее на распутье, понапрасну причинив страдания одной женщине. И опять среди нас одинокая женщина и сирота ребенок при живом отце!
Особенно поведение некоторых групп людей, которые считают себя салафитами (они делятся на несколько групп) вовсе верх бесстыдства. Знакомый имам из Актюбинска как-то рассказал мне, что на протяжении всего-навсего нескольких лет одна юная девушка, которой чуть больше двадцати лет, успела выйти замуж аж 11 раз. Один дав развод, рекомендовал ее другому знакомому, говоря «Ахи, я развелся со второй женой, если хочешь, женись на ней». Так они забавлялись тем, что обменивались женами. Оказывается, были случаи, когда некоторые девушки выходили замуж за другого человека следующего парня, не выжидая положенного идда срока, и даже не знали после, кто является отцом вынашиваемого ребенка. Чем это отличается от прелюбодеяния? Какой позор для нашей религии?! Что ожидает в будущем этих бедных девушек? А осиротевшие дети? Что подумают их родственники о нашей благородной религии, которые слышат и видят весь этот разврат?
***
Когда я работал руководителем аппарата в муфтияте, ко мне за помощью обратилась юная девушка из Джетысая, одетая с ног до головы в черный хиджаб и облачившаяся в никаб, по ее словам, она была загнана в угол. Девушка рассказала, что она была замужем за одним парнем в качестве второй жены. Муж снимал однокомнатное общежитие и жил там с двумя женами. Даже рассказывать неудобно. Настоящая дикость. Ночью уединялся с одной женой, разделив пространство лишь ширмой. Звучит неправдоподобно. Но конечно, я не выдумываю это. Однажды наш «герой» развелся с ними, сказав: «Я мало разбираюсь в вопросах религии. Уезжаю в Саудовскую Аравию для обучения. Я не могу взять вас с собою». Когда она вернулась домой, родители не впустили ее, потребовав: «сними с себя паранджу». Оставшись без крова, она хотела снять с себя паранджу, но ошибочные вероубеждения не позволили ей сделать это. В общем, она пришла спросить, как ей теперь поступить? Какой досадный случай!
Несколько лет назад у меня спросили о религиозном решении и условии многоженства. Я поделюсь с вами с ответом.
Почему наша религия разрешает брать много жен?
Сейчас в обществе эта тема стала очень актуальной. Здесь нужно отметить то, что было бы лишним как категорически выступать против многоженства, и также ратовать за многоженство, как основное требование религии.
На Западе тема многоженства подверглась жесткой критике. Но, как известно, многоженство придумано и узаконено не исламской религией. Всем известно положение женщин до появления ислама. Тогда с женщинами обращались, словно с товаром, мужчинам дозволено было жениться на стольких женщинах, на скольких они хотели. Они в любое время могли их продать или обменять на новую.
А в древнегреческой и Римской культуре женщин вовсе не считали за человека. По мнению Эфлатона, женщина относится к общему имуществу, которая переходит с одной руки в другую. В древнекитайской культуре, так как женщин не считали за людей, при рождении им даже не давали имени. А западные философы задавались такими жуткими вопросами, как «Является ли женщина вообще человеком или нет? Если да, то имеет ли она душу или нет? Если имеет, то их душа подобна мужской душе или похожа на животную душу?».
Именно тогда, когда женщины пребывали в таком ужасном положении, ислам наделил её особым статусом и объявил о том, что женщина - благородное создание. Ислам возвысил её от вещественного уровня до человеческого и возвеличил ее от унизительной жизни до уважаемого статуса. Даже заставил преклонить голову перед женщинами, отмечая «Рай – находится под ногами матери». Как мы уже говорили, до появления ислама в женитьбе не было ограничений. Мужчина мог жениться на стольких женщинах, на скольких он хотел. Ислам ограничил эту бесконечность четырьмя женами, и обусловил это сложными покрытый тайнами условиями. Значит, не будет лишним сказать, что и этим ислам даровал женщинам добро.
Во-вторых, женитьба на четырех женах, согласно канонам ислама, не является обязательным действием, т.е. можно не выполнять его. Другими словами, каждый мусульманин не обязан жениться на четырех женах. Многоженство является всего-то разрешением, связанным с некоторыми обстоятельствами. Вдобавок к этому, многоженство имеет свои сложные условия и требования. Например, кто желает иметь двух жен, прежде всего, должен иметь состояние, чтобы их прокормить и одеть-обуть. Еще в отношениях с женами нужно быть одинаково справедливым, т.е. проявлять дружелюбие к одной, а к другой относиться холодно или проводить больше времени с одной, нежели с другой - неправильно.
Если создает условия для одной, то и второй жене должен создавать условия.
Понятно и без слов, что очень мало тех, кто в состоянии выполнять подобные требования. Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если у мужчины две жены, и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком», и тем самым возвестил о жалком состоянии того, кто не был справедливым по отношению к своим женам. Всевышний Аллах в суре «Ан-Ниса» говорит: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…».
А теперь остановимся на причинах того, чем вызвано разрешение на многоженство в исламе. На земле мужчин значительно меньше, чем женщин. Причиной является то, что мужчины чаще подвергаются смертельным опасностям. Например, в войнах, в автомобильных катастрофах и.т.д. История является свидетелем того, как погибали миллионы мужчин во время первой и второй мировой войны. У погибших мужчин остались молодые жены и несколько детей. Безусловно, этим тысячам и миллионам овдовевших женщин была необходима мужская ласка, а осиротевшим детям - отцовская забота. Как разрешится этот вопрос, если не будет разрешения жениться на двух женщинах? Кому можно доверить этих беззащитных детей и женщин?
На сегодняшний день, как известно, даже если нет войн, во многих странах численность женщин превышает мужскую численность. По этой причине многие девушки остаются старыми девами. Конечно, эти девушки мечтают выйти замуж, стать матерью, быть под чьей-то заботой, полагаться на опору любимого человека. А если эти вопросы не разрешатся на уровне законодательства и ответственности, то в обществе распространится хаос.
Очень часто встречаются случаи, когда мужчина вынужден жениться на второй женщине. Что делать мужчине, который желает иметь ребенка, а жена оказалось бесплодной? Ему нужно развестись с первой и жениться на другой женщине? Другими словами, из-за того, что она не в состоянии родить ребенка, ему следует оставить и без того опечаленную женщину и жениться на другой женщине? Или же ему следует жениться на второй, сохраняя брак с первой, тем самым быть для нее не только мужем, но и опорой. Конечно, в этом случае вразумительным и с моральной точки зрения правильным будет выбрать второй вариант. Здесь может возникнуть мысль, пусть не разведется с первой и на второй пусть не женится. Но, ведь не все мужчины согласятся с этим. Ведь, как известно, каждый человек это своеобразный мир. Также бесспорно и то, что человек, который мечтает иметь родного ребенка, не успокоится, пока не достигнет своей цели. Даже есть мужчины, которые сильно хотят иметь не двух-трех, а больше детей.
Также человек попадает в жизни в разные обстоятельства. Например, если жена заболела неизлечимой болезнью и не в состоянии ухаживать за мужем, то разве мужчине не следует выбрать второй вариант?
Даже если вышеперечисленные обстоятельства не возникли, ислам разрешает многоженство. Ведь есть мужчины, которым нравятся и другие женщины наряду со своей женой. Потому что природа людей различна. Некоторые мужчины имеют повышенную потенцию и половое влечение. Вдобавок к этому он может быть разочарован первой женой. В том случае, если многоженство будет под запретом, мужчины, оказавшиеся в подобной ситуации, могут все-таки развестись с первой женой или завести любовницу и совершать запретное (харам) религией поступки, как прелюбодеяние. Таким образом, он будет грешником перед лицом Бога, а перед детьми - лицемером. Также с психологической точки зрения он лишиться спокойствия, потому что его постоянно будут мучить сомнения «Вдруг кто-то узнает?». Так как этих любовниц используют только для удовлетворения мимолетных постельных утех, они окончательно потеряют авторитет и в руках любого станут марионетками. В этой ситуации страдают дети, осиротевшие при живых родителях, и униженные женщины. На сегодняшний день Запад, возложивший запрет на многоженство, закрывает глаза на прелюбодеяние, разврат, на развивающуюся проституцию, на рождение внебрачных детей и на бесчисленные аборты.
Эту истину открыто признал западный философ Густав Ли Вон, который сказал: «Многоженство мусульман лучший вариант, нежели женитьба европейцев на одной и совершение прелюбодеяние тайным путем со многими женщинами».
Да, решение шариата относительно многоженства – это не фард и не ваджиб, т.е. не обязательство, а разрешение. Если мы учтем все вышеперечисленные сложные условия и требования многоженства, то можно заметить, что многоженство очень ответственное дело, которое не каждый посмеет совершить. Вдобавок к этому, если мужчина не в состоянии управлять двумя семьями или если разрушится его семья с первой женой, то это рискованное и очень ответственное дело. Поэтому, если мужчина совершит данный поступок, не учитывая личное положение и положение своей семьи, то это будет вовсе неправильным.