Хвала Аллаху, сегодня люди искусства приходят к вере. Ну, а если они живут по канонам веры, есть надежда, что и происходящее на сцене изменится к лучшему. Будут звучать серьезные песни, шутки обретут глубокий смысл. В качестве примера можно привести Турсынбека Кабатова, чей юмор не просто смешит, но и заставляет задуматься. Непринужденно и легко, улыбаясь он обнажает вопросы весьма актуальные для общества.
Искренний интерес «звезд», любимцев публики к вере не может не радовать. Ведь поклонники, следящие за каждым их шагом, несомненно, старающиеся походить на них во всем, также заинтересуются верой. Если объявить все искусство «харамным», нетрудно догадаться что придет на смену образовавшемуся вакууму.
Хотя по сути сама природа, весь окружающий нас мир – это музыка. Шелест листьев, журчание ручья, барабанная дробь дождя, пение птиц – чудесные звуки жизни. Человек по природе своей любит слушать красивую музыку, его душа стремится слышать прекрасные мелодии. И истинная религия призвана не срубить на корню стремление к прекрасному, заглушить его, а всего лишь упорядочивает процессы. Вера помогает человеку отличать белое от черного. Удивительно метко и точно об этом писал великий Абай: «Песня умная нежно ласкает, как пух. Песня глупая режет мучительно слух. Есть мелодии, что, как слово мудреца, пробуждают и лечат возвышенный дух». Это к слову.
Теперь то, о чем я хотел поведать. Не так давно один мой земляк, пробующий себя в искусстве пения и выступающий на сцене, задал мне несколько вопросов по религии, беспокоившие его. В ходе разговора он выдал следующее: «Кайреке, мы не обделены вниманием, можно сказать баловни судьбы. Конечно, поклонение Всевышнему обязательно для всех и правильно. Может быть и перед Всевышним мы можем быть баловнями и не читать пятикратный намаз?»
Немного помолчав я сказал: «Например, ты выступил на сцене, показал свое искусство. Люди аплодируют тебе, они рады. Некоторым оно нравится настолько, что они встали с мест. В это время ты заметил среди зрителей одного человека, никак не реагирующего на твое замечательное выступление. Ты спросишь у него, неужели ему не понравилось?». Представь, что тогда этот человек ответит тебе: «Нравится. Но я твой баловень, и из каприза не буду рукоплескать тебе». Что ты тогда подумаешь? Что такой ответ мог дать лишь глупец?
Разве можно из-за каприза не радоваться искусству, не аплодировать и не оказывать знаки внимания?
Ведь если человеку что-либо нравится, он невольно начинает это показывать. Вот и намаз является средством для того, чтобы показать свое восхищение перед величием Аллаха, свою любовь к нему, удивление Его Могуществом. Произнося «Аллаху Акбар!», мы восклицаем и склоняем голову перед Силой, Могуществом Всевышнего.
Или же к примеру, предположим, ты спас кого-то от верной смерти, одел его, накормил и проводил. Однако спасенный не стал тебя благодарить. И другой человек, свидетель всего этого говорит ему: «Что ты за человек? Он сделал тебе столько добра. Мог бы хотя бы его поблагодарить» На что спасенный тобой ответит: «Знаешь, я решил покапризничать и не благодарить его». Что ты скажешь тогда? Будет ли это ответом разумного человека?
Конечно же нет. Потому что чувствовать благодарность за хорошее, говорить и показывать его – признак человечности души. И никакого отношения к капризам оно не имеет. Аллах создал человека из ничего. Дал ему возможность слышать, говорить, разум, чтобы думать. Дал тебе все органы, чтобы ты мог чувствовать, ходить, жить. Одарил тебя разными способностями. Создал Солнце, которое греет и дарит тепло, свет людям, самые разные яства, чтобы Его раб мог наслаждаться едой. Создал животных, чтобы мы могли пользоваться ими, употреблять в пищу их мясо,молоко, а для других нужд шерсть и кожу. То есть, все вокруг создано для служения Человеку. И как объяснить, что за все блага мы не хотим возносить благодарность Всевышнему, а будем капризничать? Мой земляк в знак согласия кивает головой, и признает, что его вопрос был в самом деле неуместным.
В следующую нашу встречу он уже читал намаз со мной. Аллаху Акбар!