Зять Пророка ﷺ – Абу аль-Ас ибн ар-Раби
Зять Пророка ﷺ – Абу аль-Ас ибн ар-Раби
8 лет назад 3393 islam.ru/

Абу аль-Ас ибн ар-Раби ибн Абд Иззи ибн Абд Шамс ибн Умийя. Абу аль-Ас – отец Умамы, внучки Пророка Мухаммада ﷺ, которая взбиралась на Пророка ﷺ, когда он совершал намаз. Мать Абу аль-Аса звали Халят, она приходилась сестрой матери верующих Хадидже бинт Хувайлид  (да будет доволен ею Аллах). 

Абу аль-Ас ибн ар-Раби был зятем Посланника Мухаммада ﷺ, муж его дочери Зайнаб. Абу аль-Ас ибн ар-Раби аль-Абшами был курайшитским юношей, который отличался прекрасной внешностью, бросающейся в глаза. Он обладал благосостоянием и знатностью. Он был ярким представителем арабов, в личности которого сочетались лучшие качества внутреннего достоинства, мужества, верности и преданности. 

Женитьба

Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) попросила Пророка (мир ему и благословение) выдать дочь за Абу аль-Аса. Пророк (мир ему и благословение) не стал возражать против этого. Это было ещё до того, как пришло к нему откровение. Он и выдал за него свою дочь Зайнаб. Когда Аллах сделал Мухаммада своим Пророком (мир ему и благословение), Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) и его дочери уверовали в него, поверили ему, засвидетельствовали, что сказанное им – истина, приняли его религию. А Абу аль-Ас остался приверженцем язычества. В то время ещё не был ниспослан коранический запрет на замужество мусульманок с немусульманами. До этого Пророк (мир ему и благословение) выдал Рукию замуж за Утбу ибн Абу Ляхаба. Когда пришло откровение, Абу Ляхаб стал враждовать с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Он повелел своему сыну Утбе развестись с женой. После него на ней женился Усман ибн Аффан. Затем идолопоклонники пошли к Абу аль-Асу и сказали ему: «Разведись со своей женой, мы женим тебя на любой женщине из курайшиток, которую пожелаешь!»

Он ответил: «Клянусь Аллахом, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены другую женщину из курайшиток!» Так Пророк (мир ему и благословение) узнал о добропорядочности своего зятя. 

Освобождение из плена

Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа был на стороне мекканцев во время битвы в Бадре, он попал в плен и оказался в Медине в плену у Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Для освобождения пленных жители Мекки отправляли выкуп. Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) также решила отправить выкуп, чтобы освободить своего мужа. Что же она отправила, чтобы выкупить мужа?

Когда Зайнаб выходила замуж за Абу аль-Аса, Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) подарила ей ожерелье. Для освобождения мужа у неё не было ничего, кроме этого ожерелья. И Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) отправила его. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел это ожерелье, на его лице отразилась глубокая печаль и сильнейшая отеческая любовь к своей дочери. Обратившись за советом к сподвижникам, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Зайнаб прислала эти средства для выкупа Абу аль-Аса. Если посчитаете возможным, то отправьте её мужа и верните ей выкуп».

«Да, мы сделаем это, о Посланник Аллаха», – ответили ему сподвижники.

Однако Пророк (мир ему и благословение) обусловил освобождение Абу аль-Аса тем, что он вернёт ему его дочь Зайнаб. Прибыв в Мекку, Абу аль-Ас решил выполнить данное им обещание.

Он повелел своей жене готовиться к отъезду. Абу аль-Ас приготовил ей припасы на дорогу, верховое животное и поручил своему брату Кинане ибн ар-Рабиа сопровождать жену пока доедет до Пророка (мир ему и благословение).

Повесив на плечо лук и взяв с собой колчан со стрелами, Кинана ибн ар-Рабиа посадил в паланкин Зайнаб и среди белого дня на глазах у всех курайшитов направился к выходу из Мекки. Народ очень заволновался и бросился вслед за ними, пока вскоре не настиг их. Эти люди напугали Зайнаб.

Тогда Кинана приготовил к стрельбе лук и стрелы, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, тот, кто приблизится к ней, получит в горло стрелу». А все знали, что он был превосходным стрелком из лука.

К Кинане подошёл находившийся среди людей Абу Суфьян ибн Харб и сказал ему: «О сын моего брата! Перестань угрожать нам своими стрелами, так как мы хотим поговорить с тобой».

Когда Кинана опустил свой лук, а Абу Суфьян продолжил: «Ты неправильно поступаешь… Ты открыто и у всех на глазах увозишь Зайнаб в то время, когда все знают о поражении при Бадре. Если ты вывезешь его дочь открыто, то все племена обвинят нас в трусости. Поэтому верни её в дом мужа и оставь там на несколько дней, чтобы люди не сказали, что мы вернули Зайнаб отцу. После этого втайне от нас отвези её к нему. У нас нет причин не отпускать Зайнаб».

Кинана вернулся вместе с Зайнаб в Мекку. Через несколько дней он ночью вывез её из Мекки и передал к Зайду и сопровождавшим его, как и попросил его брат. 

Принятие Ислама

Абу аль-Ас занимался торговлей и ездил в Сирию с караванами. Мекканцы, зная о честности Абу аль-Аса, доверяли ему свой товар. Когда он однажды, закончив свои торговые дела, возвращался назад, его встретил отряд Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Они захватили то, что с ним было, а сам Абу аль-Ас спасся бегством. Спасшись от преследования, Абу аль-Ас тайно проник в Медину и встретился с Зайнаб. Он попросил у неё помощи. Она взяла его под свою защиту. Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал молитву со своими сподвижниками, Зайнаб крикнула: «О люди! Я взяла под своё покровительство Абу аль-‘Аса ибн Рабиа!» Закончив молитву, Пророк (мир ему и благословение) обратился к людям: «О люди! Вы слышали то, что услышал я?» Сподвижники ответили: «Да». Пророк (мир ему и благословение) продолжил: «Клянусь тем, в Чьей власти душа Мухаммада, я об этом ничего не знал, пока не услышал то, что услышали и вы. Даже самый малый мусульманин имеет право покровительствовать любому человеку от имени всех мусульман». Пророк (мир ему и благословение) распорядился уважительно относиться к нему. Но запретил своей дочери возобновлять с язычником супружеские отношения, так как к тому времени уже существовал запрет на брак мусульманок с немусульманами. Затем Пророк (мир ему и благословение) попросил вернуть Абу аль-Асу захваченный караван. Он сказал своим сподвижникам: «Этот человек, имущество которого вы захватили, один из наших соотечественников, и вы это знаете. Если вы сделаете доброе дело и вернёте то, что принадлежит ему, то это обрадует нас. Если же вы откажетесь, то это добыча, возвращённая вам Аллахом, и вы имеете на неё право». Но сподвижники ответили: «Нет, мы вернём ему его имущество, о Посланник Аллаха».

Абу аль-‘Ас вернулся в Мекку, уладил там все свои дела, расплатился с долгами, а затем объявил о принятии Ислама. Приняв Ислам в Медине, он мог оставить весь захваченный товар у себя, как и предлагали ему сделать, но он отказался, произнеся такие слова: «Как же плохо то, к чему вы меня призываете! Неужели я должен начинать свою веру с вероломства?!»

Возвратившись в Мекку и вернув весь товар курайшитам, Абу аль-Ас сказал:

«Я отдал вам всё, что был должен, и теперь свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Клянусь Аллахом, я не принял Ислам в Медине только из опасения, что вы подумаете, будто я хотел присвоить себе ваше имущество. Теперь же, когда Аллах вернул вам ваше добро и снял с меня ответственность за него, я принял Ислам».

Пророк (мир ему и благословение) говорил о нём: «Когда он говорил со мной, то был правдив, а когда обещал мне, то выполнял своё обещание». 

Некоторые уроки, которые можно извлечь из описанного: 

1. Нет веры в том, кто вероломен, нет религии у того, кто не сдерживает обещаний. 

2. Обращение за советом притягивает сердца людей, а довольство своим мнением отталкивает. 

3. Поступок Абу аль-Аса, когда он вернул имущество идолопоклоников, показал, каким должен быть мусульманин. 

4. Урок для тех, кто спешит дать развод своим жёнам из-за неприятностей с родственниками жены. Абу аль-Ас сохранил свой брак, несмотря на пленение и захват каравана.

0 комментариев