При изучении истории Золотой Орды российские школьные учебники, как правило, не видят особой разницы между монголами и современными татарами, а это в свою очередь приводит к такому распространенному, но явно ошибочному мнению о том, что воины хана Батыя представляли собой мусульманскую армию.
Это мнение формируется как бы по умолчанию. Углубленный подход при освещении данной темы в изучении золотоордынского периода российской истории практически отсутствует.
Однако исторические факты показывают нам, что столкновения с завоевателями происходили не по принципу – христиане против мусульман, и даже – не славяне против тюрков. Уже битва на Калке заставляет задуматься о явной ошибочности подобного подхода, поскольку в ней, как известно, войску Субедея противостояла объединенная армия русских и половцев, бывших, как известно, тюрками.
Еще одним историческим фактом, дающим понять о закравшейся ошибке, служит разгром Батыем мусульманской Волжской Булгарии, после чего часть булгар даже находит приют на русской территории.
Но кем же в этническом и религиозном плане являлись тогда воины Чингиз-хана? Очевидно, что верхушку армии составляли монголы, хотя в войсках было и немало тюрков. Но были ли они мусульманами? Можно сказать, что если в составе этой армии и были приверженцы Ислама, то они составляли 0,01%, так как подавляющее число воинов являлось обычными язычниками.
Но проходит совсем немного времени, и чингизиды обращаются в Ислам, что, несомненно, является своего рода чудом, так как завоеватели фактически принимают религию покорённых ими народов. Приблизительно с середины ХIII до середины XV веков исламское вероучение, заметно расширяя свои границы, становится идейной основой для многих племен и народов Восточной Европы и Западной Сибири. Первым ханом-мусульманином стал брат Батыя хан Берке, который принял Ислам от суфийских проповедников.
Несмотря на это никаких религиозных притеснений в ставшем фактически независимом государстве не последовало. Зато мусульманские племена и народы, вошедшие в новое государство, получили дополнительный импульс для своего дальнейшего развития.
Впрочем, чингизиды практически никогда не вмешивались во внутренний уклад жизни покорённых народов, о чём свидетельствует и история Православия на Руси. Даже не испытывавший к татарам особых симпатий известный историк Н. Карамзин, вынужден был признать, что хан Берке «позволил Россиянам …свободно отправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названием Сарской».
При хане Берке завязались и тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовно обогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени хана Сарай-Берке, а также во многих других городах поощрялось строительство мечетей и медресе.
Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингиз-хана. В результате этого распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице, прежде всего верховных шаманов, которые ещё имели определённый вес в языческих кругах, представители которых и составляли большую часть ордынской элиты
После смерти первого хана-мусульманина на престол вставали язычники, однако многие представители элиты уже были покорены силой духа Ислама, что в итоге помогло хану Узбеку, который не только официально исповедовал Ислам, но и возвёл его в ранг государственной религии. Новый правитель Золотой Орды, в отличие от своего предка хана Берке, не стал терпеть сопротивление шаманской знати и после их откровенных выступлений разобрался с ними по законам военного времени (тем более, что неугодные ханы частенько умирали при невыясненных обстоятельствах, как, например, хан Берке).
С возведением Ислама в ранг официальной религии начался небывалый расцвет этого мощного и обширного государства. Именно в данное время отмечается буйное строительство новых городов, в которых практически повсеместно возводятся мечети и медресе.
Означает ли это, что подданные государства, не являющиеся мусульманами, притесняются и подвергаются дискриминации? Некоторые историки говорят о крайней нетерпимости хана Узбека, возводя его фактически в ранг этаких «исламских фундаменталистов», однако приводят в пример лишь факт уничтожения шаманской элиты, о причинах чего уже было сказано. Зато при этом игнорируется отношение хана к христианам, и в первую очередь к православным.
Каковым же оно было? «Удивительно, – пишет известный историк Р.Ланда, – но усиление Ислама в Орде сопровождалось укреплением Православия на Руси». Да, для многих это действительно кажется удивительным, но только не для тех, кто знаком с историей распространения Ислама.
Как известно, именно на территории Халифата сохранились многочисленные христианские (и не только) общины, которые постоянно притеснялись официальной Церковью, будь то Римской или Византийской. Таким образом, толерантное отношение к Православию являлось обычным продолжением истинной исламской политики по отношению к иноверцам. И если тот или иной правитель отказывался от такой политики, то это было как раз таки результатом его отхода от норм исламского кодекса законов и правил.
Время правления хана Узбека считается наиболее высшей точкой в истории Золотой Орды, поскольку в это время военные действия настолько приутихли, что многие города, включая и саму столицу, даже не имеют заграждений и укреплений. Естественно, что при таких реалиях на первый ряд выходит наука и торговля.
Как уже отмечалось, повсеместно строятся учебные заведения и библиотеки, которые являлись неотъемлемой частью любого медресе. Помимо религиозных, строились и различные социально-общественные сооружения, начиная от судебных палат и заканчивая больницами.
Несмотря на то, что на уровне массового сознания в России Золотую Орду воспринимают как некое варварское «государство-паразит», очевидно, что это абсолютно не соответствует истине. Ведь в таких государствах навряд ли можно было ожидать появления всего того, что было описано. А ещё одним примером, свидетельствующим против такого несправедливого и ангажированного подхода, является расцвет поэзии и литературы, чего никак нельзя ожидать от невежественных варваров.
Что касается торговли, то географическое положение Золотой Орды просто давало в руки все необходимые предпосылки для успешного развития этой жизненно необходимой отрасли. Известный «великий шелковый путь» пролегал практически через всю территорию государства, что, конечно же, способствовало процветанию супердержавы того времени. Фактически «степное» государство было превращено в «торгово-купеческое», в чем, несомненно, заслуга хана Узбека и его исламской политики.
Помимо связей со странами Средней и Восточной Азии, укрепились и отношения с арабским регионом, и в особенности с мамлюкским Египтом. Как уже отмечалось, впервые такие связи наладил первый хан-мусульманин Берке, при хане Узбеке же отношения вышли на новый уровень, что было связано с ещё одним интересным и примечательным историческим фактом.
Дело в том, что мамлюки находились в очень непростой ситуации, оказавшись в непосредственной близости от других чингизидов. Хан Хулагу, будучи язычником, прошёл по остаткам Халифата огнём и мечом, практически дойдя до Египта. И в этой ситуации хан Узбек оказал своим единоверцам решительную поддержку, отправив свои войска на помощь.
После поражения хана Хулагу армия Золотой Орды разгромила и войско его сына, который наследовал отцовский трон. Естественно, что это способствовало возрождению мусульманских земель, разоренных и опрокинутых языческим нашествием.
К сожалению, достойных преемников у хана не нашлось, в результате чего уже через два десятка лет государство вступает в период внутренних междоусобиц. Но даже в этих условиях Ислам всё равно продолжает стремительно завоевывать всё большее количество племён и народов.
Так, например, по археологическим данным примерно с XIV-XV веков в степях Восточной Европы исчезает языческий курганный обряд погребения, на смену которому приходит обряд мусульманский. Все это лишний раз доказывает могучий потенциал Ислама, как собственно религии, так и образа жизни.
История Золотой Орды, несомненно, ещё ждёт своих объективных исследователей, которые раскрыли бы россиянам многое из того, что остаётся «за кадром».