Профессор Тетовского государственного университета в Македонии доктор Метин Изети заявил, что самое большое влияние Джалал ад-дина Руми на культуру Балкан состоит в распространении на этой территории ислама.
Доктор Изети в своем интервью с репортером информагентства Anadolu Ajansı отметил, что эпоха Джалал ад-дина Руми была весьма благословенной и плодотворной с точки зрения науки и духовности, и сказал, что в этот период Андалусия и Анатолия переживали политические неурядицы, однако именно это время породило деятелей, которые оказали колоссальное влияние на исламский мир в духовном и научном отношении.
Основной заботой Руми было приближение к Аллаху, а ключевым моментом всех его наставлений, идей и представлений была любовь к Всевышнему.
В своих произведениях «Маснави», «Диван-и Кабир» и «Фих ма фихи» он охватил сразу несколько измерений. Изети сказал: «Маснави подобно цветнику. В ней есть фикх, акыда, философия, литература, риторика и красноречие. Разумеется, все это было пропитано шербетом исламского суфизма. Мевляна (Дж.Руми – Исламосфера) – это один из великих деятелей исламского суфизма, а в центре его учения находится суфийское понимание».
Изети рассказал о почтении и любви к Достопочтенному Пророку Мухаммаду (САВ) в учении Руми: «Он говорит о «Мухамедовой истине» (хакикат-и мухаммедийе), сконцентрированной в личности нашего господина Пророка. Поскольку «Мухамедова истина» и физическая оболочка нашего господина Пророка – это разные вещи. Эта «Мухамедова истина» продолжает существовать вплоть до сегодняшнего дня, донося до нас понимание ислама времен Пророка. Она находится в центре учения сподвижников, табиинов, друзей Аллаха, людей Дома Пророка».
Влияние Руми на Балканах
Изети сказал, что его расстраивает тот факт, что наследие Руми изучается сегодня лишь с той стороны, которая нравится людям с точки зрения современного понимания. «Достопочтенный Мевляна (Руми) – это не человек, рассуждавший только о терпимости и любви. Мевляна – это человек, совершавший пятикратный намаз, плативший закят, соблюдавший пост, совершивший хадж, таявший от любви к Пророку».
Изети сообщил, что влияние наследия Руми столь же сильно на Балканах, как и в других частях исламского мира.
Македонский профессор заявил, что самое большое влияние Джалал ад-дина Руми на культуру Балкан состоит в распространении на этой территории ислама.
Он сказал, что ислам в османском понимании был принесен на Балканы, будучи пропитанным шербетом суфизма.
Изети упоминул, что суфийские текке тариката Мевлеви, у истоков которого стоял Руми, существовали в Скопье, Сараево, Эльбасане, Белграде, Нише и других городах Балканского полуострова. «Во всех этих местах извлекали пользу из произведений Мевляны и приносили эти крупицы сюда».
Изети упомянул о том, что албанские литераторы также писали стихи под влиянием поэтического наследия Руми:
«Например, один из самых выдающихся поэтов в албанской литературе – это Наим Фрашери, старший брат Шемсеттина Сами (турецкого и албанского просветителя, ученого и писателя, 1850-1904 – Исламосфера). У Наима Фрашери есть стихотворение под названием «Свирель» (Fyelli). Это стихотворение в точности повторяет первые восемнадцать бейтов рассказа о жалобах флейты в начале «Маснави». То есть там говорится о совершенном человеке (инсан-ы камиль). Звучит жалоба на расставание человека со своей изначальной родиной. Такими же являются и другие произведения Наима. Например, есть стихотворение о любви. У него есть произведение, которое он написал по-гречески, а затем перевел на персидский – «Тахаййулат» («Фантазии»). Влияние Мевляны велико. Влияние Мевляны также было заметно и в албанской поэзии османской эпохи».
«В центре учения Руми – универсальный человек…»
Изети заявил, что в центре учения Руми находится не человек какого-то определенного времени и места, а «универсальный человек, совершенный человек или, если говорить философским языком, примордиальный человек. Это человек, не имеющий начала и конца. Это человек, существование которого ощутимо в любое время. Это характерно не только для исламского мира. На Западе Ницше также старался вывести на первый план проблему сверхчеловека, однако не супермена в нашем понимании, а человека, который достиг совершенства в ходе некоего процесса».
Изети обратил внимание, что идеи Руми повлияли на Паоло Коэльо, Умберто Эко и Габриэля Гариса Маркеса.
Говоря о современной поп-культуре, он не смог пройти мимо того, что слова из «Маснави» были использованы в некоторых старых песнях американской певицы Мадонны.
«Сегодня мы видим это и в кинематографе. Например, если обратить внимание на тему фильма «Матрица», он говорит о другом измерении, другом мире. В суфизме мы называем это «миром подобий» (алем-и мисаль). То есть он говорит о мире воображаемого. Если посмотреть на «Властелин колец», то там тоже идет речь о не имеющих физической реальности событиях, которые могу происходить с человеком только во сне. Это тоже в некотором смысле обусловлено влиянием литературы».
Изети подчеркнул, что Руми служит источником вдохновения, как для мусульман, так и для немусульман. Он также добавил, что важнейшим вкладом в мир во всем мире может стать развитие идей и воззрений Руми, который предложил глубокое понимание природы человека.
Доктор Метин Изети (род. 1970) – современный албанский теолог, философ и мыслитель из Македонии, профессор Тетовского государственного университета. Считается албанским идеологом перенниализма, основателем и духовным лидером Фонда Трони. Он окончил факультет теологии Университета «9 сентября» в Измире, а докторскую диссертацию по теме «Суфизм на Балканах в 20 веке» защитил в Мармарском университете в Стамбуле. Преподает также на факультете исламских наук в Университете Скопье, в Институте исламских наук Нови-Пазара. Свободно владеет албанским, македонским, боснийским, турецким, арабским, английским языками.