Упоминания о всемирном потопе в древнейших письменных источниках
Упоминания о всемирном потопе в древнейших письменных источниках
8 лет назад 4289 alfarabinur.kz/
По материалам: Горбовский А.А. Факты, догадки, гипотезы. М., Знание, 1988.

История человечества оставила нам немало мифов, легенд, преданий, древнейших текстов, которые являются своеобразными голосами прошлого, требующих своей расшифровки. Задача современных ученых заключается в том, чтобы это наследие древности открыло перед нами все свои тайны. Один из классических примеров прочтения прошлого – научный подвиг немецкого археолога Г. Шлимана. Расшифровав смысл греческой «Илиады», среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины её вновь открылись свету солнца. Троя, представлявшаяся лишь мифом, игрой воображения, оказалась реальностью.

Следуя этому принципу, известный индийский археолог В. Лал решил провести раскопки в местах, которые упоминаются в «Махабхарате», этом своде древнеиндийских мифов. Что обнаружил он? Оказалось, в «священных текстах» нашли отражение реальные катастрофические события, действительно происходившие в Индии почти 3000 лет назад.

Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия потерянные города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называли пять городов: Эриду, Баб-Тибир, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших до потопа. Скептически настроенные ученые-атеисты, отрицающие факт мирового потопа, получили доказательства всемирной катастрофы. Ведь эти пять городов шумерской цивилизации в древнейших письменных источниках неразрывно связаны с историей потопа. А археологи нашли три из этих пяти городов. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.

Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшего этот район. Это послужило одним из основных доказательств всемирного потопа.

Среди деятелей науки идет спор о том, был ли потоп всемирным или локальным? Утверждение того, что потоп был локальным, т.е. только в одном регионе земли (или подобные потопы были в разных частях света, но не были взаимосвязаны) легко доказать. Но Коран, хадисы пророка Мухаммада и исследования мусульманских ученых единодушны в том, что знаменитый потоп пророка Нуха (библ. Ной) имел мировые масштабы. Кстати, нижеприведенные факты также являются доказательством того, что ко всем народам земли Аллахом были посланы пророки для донесения единобожия. В этой статье не будут приводиться примеры из Корана. Дружный с Книгой Аллаха мусульманин и сам не раз и не два читал аяты про историю пророка Нуха.

Тому, что потоп имел глобальный, а не локальный характер имеется множество неоспоримых доказательств. Одно из основных то, что упоминания о потопе сохранились в фольклоре многих народов мира. «Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, – читаем мы в Библии, – в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». А за тысячу лет до того, как появились эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера: «Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды – страшно глядеть на погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, затопляя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого…».

Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк.

Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский исследователь Дж. Фрэзер отмечает, что многочисленные предания о потопе имеются в Южной, Центральной и Северной Америке, от Огненной Земли на юге до Аляске на севере. Среди индейских племен нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.

До нас дошли также изображения этого события (ацтекский кодекс и древневавилонский кодекс). В этих изображениях четко видно, что средством спасения от потопа был корабль, на котором помимо людей в качестве пассажира нарисована птица (древневавилонский кодекс).

Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов «Кодекс Чималпопока»:

«Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а тетзонтли (пористая каменная лава) кипело и бурлило с большим шумом, и вздымались горы красного цвета…».

 А вот что писали об этой катастрофе в своем кодексе «Пополь-Вух» жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы: «Лик земли потемнел, начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью…», «Густая смола пролилась с неба…». Пытаясь спастись, люди «побежали так быстро, как только могли; они хотели вскарабкаться на крыши домов, но дома падали и бросали их на землю; они хотели вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья их стряхивали прочь от себя; они хотели скрыться в пещерах, но пещеры закрывали свои лица».

Память об этом бедствии сохранилась и у индейцев бассейна Амазонки, предания которых рассказывают, что однажды раздался страшный рев и грохот. Все погрузилось во мрак, а потом, а потом на землю обрушился ливень, который смыл все и затопил весь мир. «…Вода поднялась на большую высоту, – гласит одно из бразильских преданий, – и земля вся была погружена в воду. Мрак и ливень не прекращались. Люди бежали, не зная, куда укрыться; взбирались на самые высокие деревья и горы».

Возможно, в тот же период происходила и горнообразовательная деятельность. Индейцы Островов королевы Шарлотты утверждают, например, в своих мифах, что до катастрофы земля не была такой, как сейчас, и что тогда совсем не было гор. «Кодекс Чималпопока» упоминает о вздымавшихся красных горах, очевидно, раскаленных или покрытых расплавленной лавой.

Подобные же воспоминания о катастрофе, которая, кроме потопа, сопровождалась ураганами, землетрясением и вулканической деятельностью, сохранились и у африканских народов.

Например, в преданиях индейцев Аляски (племя тлингит) говорится лишь о потопе. Немногие уцелевшие люди плыли на каноэ к вершинам гор. Чтобы спастись от бушующих вод. Медведи и волки, подхваченные потоком, безбоязненно подплывали к лодкам, и людям приходилось копьями и веслами отгонять их.

В эпосе Южной Америке та же картина: люди спасаются от потопа, поднявшись на вершины гор.

Греческий эпос сообщает, что во время потопа содрогалась земля. «Одни искали холмы повыше, другие садились в лодки и работали веслами там, где еще недавно пахали, третьи снимали рыб с верхушек вязов…».

В священной книге древних иранцев «Зенд-Авеста» говорится, что во время потопа «по всей земле вода стояла на высоте человеческого роста…».

А на юго-востоке Азии, в Китае, море, залив сушу, отступило затем от побережья далеко на юго-восток. Так гласят предания. 

Кроме повсеместности, в сообщениях о потопе обращает на себя внимание еще одно обстоятельство: странные совпадения некоторых деталей. Совпадения, которые обнаруживаются у народов, разделенных многими тысячами километров. Так, почти везде фигурируют некие предвестники беды, предупреждавшиеся людей о надвигающейся катастрофе.

В шумерском эпосе: люди были предупреждены о предстоящей катастрофе богом Эа:

Сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилие, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною…

Примерно те же слова, обращенные к людям, приводятся и в ацтекском кодексе: «…Начни долбить ствол большого кипариса и войди в него, когда в месяце Тозонтли вода достигнет небес». Индейские священные тексты подобную роль отводят богу Вишну. Многочисленные предания о посланцах, предупреждавших о катастрофе, сохранились и на островах Тихого океана.

Следующая общая черта: спасаясь от надвигающегося бедствия, предупрежденные берут с собой различных животных. Так поступает древнемексиканский Ната, персонаж канадских индейцев Этси, индийский Ману, Троу на Борнео и герой шумерского эпоса о потопе Ксисутрос.

Когда воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершине горы, первой появившейся из воды. «…У горы Нацир корабль остановился. Гора Нацир корабль удержала, не дает качаться…». У Нуха эту функцию выполняет гора аль-Джуди, у героя греческого потопа Девкалиона – гора Офрис (или Парнас), у спасшегося от потопа предка жителей Таити – вершина горы Пихотихо и т.д.

Как известно, пророк Нух для того, чтобы узнать, кончился ли потоп, время от времени выпускал из своего ковчега птиц. Герой древней шумерской легенды о потопе, который также спасся в ковчеге, тоже выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли где-нибудь земля. Точно также поступали оказывается, и герои американских преданий о потопе, о которых рассказывают индейцы Вест-Индии, Центральной и Северной Америки. Когда воды шли на убыль, птица приносила спасшимся в клюве зеленую ветку.

Из преданий известно о радуге, которая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Когда же при археологических раскопках были обнаружены глиняные таблички с текстом древнешумерского эпоса о Гильгамеше, стало известно, что и в нем упоминается о радуге – символе окончания всемирного потопа. Подобные сообщения мы находим в священных книгах и преданиях Америки, в полинезийских мифах.

Из всего вышесказанного становится ясно, что потоп пророка Нуха имел мировые масштабы, как об этом утверждают мусульманские источники.

 

0 комментариев