От Абдуллаха ибн Саляма сообщается: «Когда я пришёл к Усману Ибн Аффану поприветствовать его, а это было то время, когда его окружили недруги, он сказал мне: “Приветствую тебя, брат мой. Этой ночью во сне я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он спросил меня:
– О Усман, они окружили тебя?
– Да, о Посланник Аллаха, ответил я.
– Они лишили тебя воды?
– Да, о Посланник Аллаха.
Тогда он протянул ко мне сосуд с водой. Я выпил, пока не утолил жажду, и прохладу той воды я чувствую в груди до сих пор. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Если пожелаешь, ты получишь помощь против них и одолеешь их, а если пожелаешь, то можешь разговеться с нами». И я выбрал второе – разговеться с Пророком (мир ему и благословение)”. В тот день Усмана (да будет доволен им Аллах) убили» (см. аль-Бидая ва аль-Нихаят, том 7-й, стр. 177, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).
В эпоху правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана были значительно расширены границы Халифата, исламское государство включало следующие области: Мекка, Медина, Бахрейн, Йемен, Хазрамавт, Шам, Армения, Египет, Басра, Куфа, были укреплены государственные институты.
Почему именно в тот период, когда в течение 10 лет правления Усмана арабы, не знавшие, что такое комфорт, жили в благополучии, имели всё, что пожелают, их настигла эта смута?
За событиями того исторического периода стоял масштабный, тщательно спланированный заговор, который в исламской истории встречался не раз. Известно, что во время правления Усмана территории Ислама расширились. Расширение границ Ислама – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и о том, что с ростом Халифата росло и число врагов. К примеру, византийцы и персы, в ту пору являвшимися владыками всего мира, потеряли всё. Но потеря власти не означало их смирение. Они были готовы предпринять любые попытки вернуть свою власть над народом. Но, они понимали, что открыто победить Ислам не возможно, и поэтому стали прилагать все усилия взорвать его изнутри. А для того, чтобы ослабить исламское государство изнутри нужно найти слабые места, по которым можно нанести удар.
Что же это за слабые места? Первым и самым основным слабым местом мусульман было их невежество. Невежество не касается сподвижников Пророка и приближенных к ним людей. Вовсе нет. Не секрет, что с расширением территорий Ислама, видя красоту религии, её учение, в Ислам стали обращаться толпами люди других конфессий и верований, которые об Исламе имели поверхностные познания.
И именно они и стали представлять собой прекрасную среду для смуты. Причиной тому служила их близость к неверию, от которой они недавно отошли; скромное познание Ислама и слабое её понимание. Именно это и послужило тому, что они легко поддались козням недругов Ислама.
Но нельзя исключать и того, что среди них были и лицемеры, принявшие Ислам на словах, но вера, не проникла в их сердца. Они желали зла Исламу и мусульманам, строили козни и с готовностью устремлялись навстречу любой смуте.
Одним из них был Абдулла ибн Саба.
Али Бурхануддин аль-Халяби в своей книге «Сиратуль Халябийяти» пишет: «Абудулла ибн Саба был иудеем, который во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) (в некоторых данных – во время правления Усмана) на словах принял Ислам, поставив перед собой цель разрушить её изнутри» (см. Сиратуль Халябия, 2 том, 216 стр.).
عبد الله بن سبأ كان يهوديا وأمه يهودية سوداء ومن ثم كان يقال له ابن السوداء أظهر الإسلام فى خلافة عمر رضى الله تعالى عنه وقيل فى خلافة عثمان رضى الله عنه وكان قصده بإظهار الإسلام بوار الإسلام (السيرة الحلبية في سيرة الأمين المأمون)
Прислушались ли к его призыву мусульмане? В тех местах, где Ислам был сильно развит, нет. Так как его лживым учениям мусульмане давали жёсткий научный отпор. Его лживые учения и призывы к смуте не нашли ответ в Мекке и Медине. Ибну Асир в своей книге «Аль-Камилю фи Тарих» пишет: «Для того чтобы ввести людей в заблуждение, он отправился в Хиджаз, затем в Басру, затем в Куфу, затем в Шам, но не нашёл там отзыва. Жители Шама вовсе его прогнали. Тогда он направился в Египет и остался там [призывая людей к своим заблуждениям]» (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир», 2-й том, 8-я стр.).
ثم تنقل في الحجاز ثم بالبصرة ثم بالكوفة ثم بالشام يريد إضلال الناس فلم يقدر منهم على ذلك، فأخرجه أهل الشام، فأتى مصر فأقام فيهم (الكامل في التاريخ لإبن الأثير)
Также, Ибн Сабе легко поддались грубые, невежественные бедуины. Они плохо понимали религию, равнодушно относились к учёным, не желая перенимать их знания.
Среди бедуинов появилась прослойка людей, которых называли чтецами, однако то, что они читали, не переходила дальше глотки. Они не понимали правил Шариата, которые были призваны помогать верующим отводить от себя зло и вред и получать благо и пользу.
Этим людям казалось, что они достигли уже в религиозном знании таких высот, что в знаниях учёных и их понимании религии они больше не нуждаются. У них появился девиз, выражающий их
отношение к учёным: «Они – такие же люди, как мы!»
Именно их невежеством и воспользовался Ибн Саба и его приспешники. Они легко поддавались любой смуте, так как их религиозный пыл не сопровождался знаниями и умом.
Пользуясь этим невежественным контингентом людей, Абдулла ибн Саба говорил своим приближённым помощникам (цитата его слов из книги «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир»): «Критикуйте ваших наместников под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, чтобы склонить их внимание к себе» (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир», 2-й том, 8-я стр.).
وابدأوا بالطعن على أمرائكم وأظهروا الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر تستميلوا به الناس.
Таким образом, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, распространялась дезинформация, факты извращались, выдвинутые обвинения были искажёнными. Передёргивая факты, он ставил перед собой цель создать обстановку критики и конфликта.
Обвинения, выдвинутые против правителя Усмана
Какие обвинения, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, выдвигали приспешники Ибн Сабы против правителя Усмана? Вот некоторые из них:
1) Усман не участвовал в битве при Бадре.
Действительно, Усман не участвовал в битве при Бадре, но на то была веская причина – Посланник Аллаха(мир ему и благословение) лично его попросил остаться в Медине, присмотреть за своей женой Рукият, которая являлась дочерью Пророка (мир ему и благословение), так как она находилась при смерти. Но откуда же знать этот факт невежественным его последователям.
2) Усман снимает с ответственных должностей сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и на их место назначает своих родственников.
3) Абдула ибн Саба начал распространять слухи, что Усман избивает сподвижников, но никто не подумал удостовериться в этой информации, на самом ли деле это так.
4) Он начал говорить, что Усман выслал Абузара из Медины. А как же было на самом деле? Абузар, видя ту роскошь, в которой начали жить арабы и не желая жить в этой роскоши, решил отойти от этого, предпочитая жить скромной жизнью, и Усман не раз отправлял за ним с просьбой вернуться. Но Абузар просил оставить его вдали от Медины. Таким образом враги искажали истину.
5) Абдула ибн Саба говорил, что Усман поджигал Коран. Для чего ему это делать, если он сам собрал его воедино? Он велел поджигать другие, чтобы не исказить настоящий, и чтобы у мусульман был один экземпляр Корана. Поэтому Али говорил, что если бы Усман не велел поджечь Коран, то он сам повелел бы, чтобы подожгли остальные.
6) Абдула ибн Саба обвинил Усмана в том, что во время хутбы он встал на ту ступень, где стоял сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Во времена Пророка (мир ему и благословение) он стоял на третьей ступени минбара, Абубакр в своё время спустился на ступень ниже, Умар стоял на первой ступени, а для Усмана не осталось ступени. Если бы он не встал на ступень, получилось бы, что он вообще на минбаре не стоит. Если бы он так поступил, то в дальнейшем другие последователи в землю уходили бы. И это было бы бидатун-сайиятун (плохое нововведение). Во избежание этого, чтобы его голос доходил до всех, Усман встал на ступень, где стоял Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
7) Обвинение Усмана в том, что он добавляет новшества в религию, введя второй азан в пятничный день. Мы знаем, что сегодня мы читаем два азана в пятничный день. Это действительно было введено Усманом.
Все незнающие люди последовали за лицемером Абдулой, обманулись, и это стало причиной того, что они убили третьего халифа мусульман.
А где были сподвижники?
Где были сподвижники в это время? Почему они его не защитили? Сподвижники были рядом с ним. Они ждали хотя бы намёка на разрешение начать действовать. Но такого приказа не последовало.
Ибну Касир рассказывает: «Усмана окружили с конца месяца зуль каидат до пятничного дня 18 числа месяца зуль хиджа. За день до последнего дня Усман обратился с проповедью к тем, кто находился возле него – мухаджирам и ансарам – их было приблизительно 700 человек, среди них Абдулла ибн Амр, Абдулла ибн Зубайр, Хасан, Хусайн, Марван, Абу Хурайра. И если бы Усман позволил бы им предпринять меры, то они, жертвуя собой, встали бы на его защиту. Но он сказал им: «Я заклинаю вас, чтобы вы ничего не предпринимали и возвращались домой». Так же он обратился к своему рабу: «Свободен от рабства тот, кто положит меч в ножны, я отпускаю его на волю». После этих слов пыл внутри сподвижников охладел, а снаружи, у врагов, разгорелся ещё сильнее (см. «аль-Бидая ва аль-Нихаят», том 7-й, стр. 176, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).
Усман постоянно повторял, что он не разрешает никому кого-либо убивать, чтобы из-за него пролилась кровь мусульман. Он всегда помнил наставление Пророка (мир ему и благословение), которое он завещал ему. Что это за наставление?!
От супруги Пророка (мир ему и благословение) Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил её позвать одного из его сподвижников. «Я спросила, – рассказывает Айша, – Абу Бакра?» «Нет», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Умара?» «Нет!» «Али?» «Нет!» «Усмана?» «Да», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Когда Усман (да будет доволен им Аллах) пришёл, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Отойди в сторонку». После этого Пророк (мир ему и благословение) стал что-то сообщать ему по секрету, и цвет лица Усмана в это момент изменился. И в день, когда Усман был окружён, мы спросили его: «О Правитель правоверных, ты не будешь сражаться с ними?» Он ответил: «Нет, поистине Посланник Аллаха (мир ему и благословение) наказал мне одно дело, и я буду верен своему обещанию, данному Пророку (мир ему и благословение) исполнять его» (см. «аль-Бидая ва аль-Нихаят», том 7-й, стр. 175, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).
Что это за обещание, которое исполняет Усман, и намерен исполнить его даже под страхом смерти. Наказом Пророка (мир ему и благословение) было проявлять терпение и смирение и ни при каких обстоятельствах не допускать фитны и пролития крови мусульман.
Поэтому в эти смутные дни Усман сказал Мугире Ибн Шабату, который пришёл к нему с предложением, в то время, когда халифа окружили: «У тебя есть выбор встать на войну против них. Если ты встанешь, то на твоей стороне много твоих сторонников и у тебя есть сила дать им отпор». На что Усман ответил: «Я не стану первым из преемников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), пролившим кровь мусульман» (см. «Тарихуль Ислям ли Имами Захаби», 3-й том, 452 стр.).
وقال الأوزاعي: حدثني محمد بن عبد الملك بن مروان، أن المغيرة ابن شعبة، دخل على عثمان وهو محصور فقال: إنك إمام العامة، وقد نزل بك ما نرى، وإني أعرض عليك خصالاً: إما أن تخرج تقاتلهم، فإن معك عدداً وقوة. وإما أن تخرق لك باباً سوى الباب الذي هم عليه، فتقعد على رواحلك فتحلق بمكة، فإنهم لن يستحلوك وأنت بها، وإما أن تلحق بالشام، فإنهم أهل الشام، وفيهم معاوية. فقال: إني لن أفارق دار هجرتي، ولن أكون أول من خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم في أمته بسفك الدماء. تاريخ الإسلام للذهبي
Почему Усман отказался от помощи мухаджиров и ансаров в противодействии этой смуты? Потому что он знал, что бунтовщикам нужен только он. И поэтому он не хотел использовать других сподвижников и его сторонников в качестве щита.
Сподвижники не при чём
Мусульманину нужно знать, что некоторые хотят приписать убийство Усмана сподвижникам, что, мол, они не были согласны с его правлением. Это гнусная клевета на сподвижников. К убийству Усмана сподвижники не имели никакого отношения, среди них нет виновных в пролитии его крови. Об этом чётко и ясно пишет Имам Навави в своей книге «Шархуль Муслим»:
«В убийстве Усмана не участвовал никто из сподвижников. Его убили варвары и невежественные люди, которые являются отбросами племенных сообществ, самые подлые из представителей разных племён. Они собрались и пришли вместе из Египта. Сподвижники, которые находились в Медине, не смогли защитить его...»
(см. «Шархуль Муслим ли Имами Навави», 15-й том, 148 стр.).
واما عثمان رضي الله عنه فخلافته صحيحة بالاجماع وقتل مظلوما وقتلته فسقة لان موجبات القتل مضبوطة ولم يجر منه رضي الله عنه ما يقتضيه ولم يشارك في قتله احد من الصحابة وانما قتله همج ورعاع من غوغاء القبائل وسفلة الاطراف والارذال تحزبوا وقصدوه من مصر فعجزت الصحابة الحاضرون عن دفعهم فحصروه حتى قتلوه رضي الله عنه
Параллель исторических событий с сегодняшними реалиями
Ознакомившись с вышеупомянутыми плачевными событиями тех времён и причиной их возникновения, давайте пропустим их сквозь призму сегодняшних реалий нашего положения:
«Мы будем молча хоронить»
Обратите внимание: скольких исламских учёных и мирных жителей сегодня поубивали? С какой целью всё это делается? Для того, чтобы поднять народ и спровоцировать его на братоубийственную войну. Разумному это стало ясно уже давно. И поэтому, во избежание смуты, так же, как в своё время сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Усман проявлял терпение, чтобы не допустить разгореться искре, которая переросла бы в кровопролитие, так же и сегодня наши духовные наставники, чтобы ни случилось, призывают нас к спокойствию. «Наших будут убивать, а мы будем молча совершать по ним заупокойную молитву и хоронить». Этот призыв наших духовных наставников есть учение сподвижников. В чём смысл этого учения? Почему мы должны молча, сжав зубы, с кровоточащей раной в сердце провожать наших алимов, родственников и не предпринимать ничего?
Смысл в том, чтобы мы не стали теми, кто ведётся на провокации. Потому что от нас этого и ждут. Усман, когда против него сплотились и окружили, лишив воды и питья, не видел другого выхода, кроме как пожертвовать собой ради общины – ради сохранения её целостности и силы. Отдал бы он приказ сподвижникам, то, несомненно, началась бы смута, погибли бы и ни в чём не повинные люди. Понимая ситуацию изнутри, он выбрал меньшее из двух зол, чтобы посредством самопожертвования не пролилась чья-либо неповинная кровь.
Так же и сегодня, наши духовные наставники не видят лучшего выхода из сложившейся ситуации, кроме как идти на самопожертвования и терпеть во что бы то ни стало. Они не хотят допустить того, чтобы мусульмане оказались пушечным мясом в руках врагов Ислама, которые пытаются изнутри разжечь огонь вражды между нами, чтобы мы покончили с самими собой нашими же руками. Видя эту грязную политику, так же как и Усман призывал к спокойствию, к этому же спокойствию и сегодня нас призывают духовные наставники. Источник учения Усмана и духовных наставников один – это Посланник Аллаха (мир ему и благословение), поэтому и призыв их одинаков.
Правитель мусульман, сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Усман – бидатчик?
Сегодня учёных ахлю сунны обвиняют в том, что они вводят нововведения в религию и тем самым попадают в заблуждения. Не буду углубляться в тему дозволенности или запретности новшеств, разбирая безосновательность их ложных суждений. Это отдельная тема, которую не раз разбирали, но нужно уловить самый важный момент.
Сегодня недруги Ислама для того, чтобы разделить умму используют те же методы, к которым они прибегали в те далёкие времена, когда мусульманами правил третий праведный халиф Усман. Основной упор они делают на то, что якобы мусульмане вводят новшества, и это нужно остановить любыми путями. А ведь в новшествах обвиняли Сабаиты (последователи Ибн Сабы) и сподвижника Усмана. История повторяется. Сегодня потомки тех сабаитов, которые оклеветали и убили Усмана, обвиняя его в неверии, за то, что он ввёл новшества в религию, вводят в заблуждение многих неопытных мусульман, используя те же проверенные методы: обвиняют имамов в заблуждении, в том, что они вносят новшества в религию. Цель разобщить мусульман и стравить их друг против друга. Поэтому молодым людям, необходимо быть бдительными, не слушать тех, кто обвиняет человека в новшестве, и если в его сердце закралось сомнение, не держать в сердце, а спросить у знающего человека и развеять сомнения. Иначе можете стать очередной игрушкой в руках у недругов Ислама.
Хитрый метод
К каким методам прибегал Абдулла бин Саба, чтобы повлечь за собой людей и разобщить мусульман? Для этого сначала он призывал людей к добру и остерегаться зла. Услышав его красивые слова, они доверились ему и пошли за ним. Затем он стал поднимать людей против местных правителей, якобы, они не достойны правления и что Усман поставил их не по праву. Получив поддержку от обманутых людей, он встал против Усмана, говоря, что он не годится для правления, что он слишком мягкий и получил власть незаконным путём.
Обратите внимание, как схожи реалии тех времён с нашими. Сегодня потомки тех сабаитов начали с призыва людей к добру и остерегаться зла. Почему именно с него? Потому что сначала надо собрать за собой невежественных последователей, которые, обманувшись их красивыми речами, будут не задумываясь исполнять их приказы. Собрав людей, они начали критиковать назначенных имамов, что, мол, они невежественны в вопросах Ислама и что нужно их снять с этих должностей…
Понимаете? Методы – старые, но проверенные на практике и удивительно срабатывающие. Нам же необходимо быть бдительными, в полученной информации удостовериться и тогда мы сами уличим этих недругов во лжи.
Ислам не остановить убийствами
Разве враги Ислама смогли остановить распространение Ислама убийством Усмана?! Нет. Так же и сегодня, убийствами алимов не смогут этого сделать. Все течения появлялись, исчезали, сабаиты появлялись – исчезали, их течения появляются и будут исчезать, только ахлю сунна валь джамаа останется до Судного дня!
Нам же остаётся изучать историю Ислама и не попадать на уловки недругов Ислама.