Причины и следствия
Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у сподвижника Али (да будет доволен им Аллах): «Кто является самым несчастным из предыдущих поколений?». «Тот, который убил верблюдицу», – ответил Али.
«А кто будет самым несчастным из последующих поколений?», – спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я не знаю, о Посланник Аллаха». «Им будет тот, кто ударит тебя вот сюда (и указал на его макушку)» (см. Муджамуль Кабир ли Табарани, № 7159, 7/29).
Ибн Касир передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «и от крови с раны на макушке покраснеет твоя борода». Впоследствии сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) покинул этот свет и его назначили правителем правоверных, видя распространение больших смут, [не желая видеть их и становиться их соучастником] часто говорил: «Чего ждёт этот несчастный [который должен прийти и убить меня, как сообщил мне об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)? Почему не придёт и не убьёт меня]? Клянусь Аллахом, покраснеет моя борода от крови с головы» (см. «Аль-Бидая ва аль-Нихая», 7-й том, стр. 310, издательство «Даруль кутубиль ильмияти»).
Как все происходило?
Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва аль-Нихая» пишет: «Три хавариджа: Абдурахман ибн Мульджам, на лбу которого виднелись следы земных поклонов от многочисленных поклонений, Аль-Барк Тамими, Амр ибн Бакр Тамими – собрались и начали вспоминать о людях, умерших в Нахраване. «Для чего нам оставаться жить на этой земле после их (умерших при Нахраване) ухода, на пути Аллаха они не боялись упрёка упрекающего, – оплакивали они умерших. – Может, мы отдадим свои души во имя спасения общества от этих заблудших правителей, убьём их и тем самым отомстим за кровь наших братьев?».
И тогда Ибн Мулджим сказал: «Я беру на себя убить Али (да будет доволен им Аллах).
Аль-Барк Тамими сказал: «Я беру на себя убить Муавию».
Амр ибн Бакр Тамими сказал: «А я убью Амра ибн Аса».
Договорившись, они условились, что должны это сделать в один день – 17 числа месяца Рамазан, и никто не должен отступить: либо убить правителя, либо самому умереть.
После этого Абдурахман ибн Мульджам направился в Куфу, скрывая свои намерения даже от своих хавариджей.
Вдруг, в то время, когда он сидел среди людей рода Тайм Раббаба, [выжидая наступления 17 числа Рамазана], он увидел женщину Катам бинту Шаджнат, которая в день Нахравана потеряла своего отца и брата. Она была очень красивой женщиной, усердно поклонялась Всевышнему в соборной мечети. Увидев её красоту, ибн Мульджам потерял разум, да так, что даже забыл, с какой целью он пришёл в Куфу. Поражённый её красотой, он стал свататься к ней, на что она, в качестве брачного дара (махра) поставила условие: три тысячи дирхамов, слугу и чтобы он убил Али ибну Аби Талиба, отомстив тем самым за кровь её отца и брата.
«Я согласен выполнить условия, ведь, клянусь Аллахом, именно для этого я и пришёл в Куфу», – с радостью открыл секрет ибн Мульджам своей будущей жене, и они поженились. Став женой, она начала ему напоминать о данном обещании – убить Али и отомстить за её отца и брата. В помощь ему она отправила из своего рода человека по имени Вардан.
Также сам Ибн Мульджам привлёк на свою сторону Шабиба ибн Надждата.
«Ты хочешь получить почёт дунья и ахирата?» – спросил у него Ибн Мульджам.
– Хочу, но как? – ответил Шабиб.
– Нужно убить Али.
– Да опечалится твоя мать, это очень сомнительное дело, как мы сможем это сделать?
– Будем выжидать его в мечети, и когда он выйдет на утренний намаз, убьём его. И после этого, если мы сможем спастись, то успокоим свои души и отомстим за кровь. А если после этого нас убьют, то ведь, то, что уготовлено Всевышним нам на том свете, лучше, чем этот свет.
– Горе тебе, я знаю о том, что он первый из тех, кто принял Ислам, что он родственник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и поэтому моё сердце не склоняется к тому, чтобы убить его.
– А ты разве не знаешь, что он убил людей Нахравана?
– Да, знаю.
– Вот за их кровь и убьём его.
После раздумий, на своё несчастье и по причине своего же невежества, Шабиб согласился.
Месяц Рамазан наступил, и Ибн Мулджим договорился со своими обоими сговорщиками убить Али в пятничную ночь на 17 число месяца Рамазан, рассказав им, что в эту ночь будут убиты так же Муавия и Амр ибн Ас.
Наступила та страшная ночь, трое убийц зашли в мечеть и сели у порога двери, в которую должен был войти сподвижник и правитель правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Зайдя в мечеть, Али (да будет доволен им Аллах) стал поднимать людей [которые провели ночь в поклонении и немного вздремнули] словами: «Намаз, время намаза».
В это время с мечом на него направился Шабиб, размахнулся, но промахнулся. После этого с мечом прыгнул Ибн Мульджам и ударил по макушке головы Али (да будет доволен им Аллах), откуда, как и говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), кровь стала течь по бороде и красить её в красный цвет. Ударив мечом, Ибн Мульджам сказал Али (да будет доволен им Аллах): «Решения выносит только Всевышний Аллах, а не ты, Али, и не твои помощники». Сказав это, убийца стал читать аят Корана:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ
«Среди людей есть и такие, которые приносят себя в жертву, желая заслужить довольство Аллаха» (см. сура «аль Бакара», аят 207).
[Люди окружили убийц]. Соучастник Вардан попытался убежать, но его поймал человек из Хазрамавта и убил на месте.
Шабиб успел убежать и спастись.
Ибну Мульджама, да унизит его Аллах, со связанными руками привели к раненному сподвижнику Али (да будет доволен им Аллах), который спросил своего убийцу: «О враг Аллаха, разве не был я добр к тебе? Что тебя заставило напасть на меня?». «Я точил меч 40 дней и просил Аллаха погубить им наихудшего из творений». Али Асхаб ответил: «Ты и есть худшее из творений Аллаха…».
Джундуб ибн Абдулла спросил: «О правитель верующих, если ты покинешь нас, нам присягнуть Хасану?» Али ответил: «Я не велю Вам этого, но и не запрещаю, Вам виднее».
Находясь в смертной агонии, сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) много раз повторял слова шахады, никаких других слов не произносил. И говорят, что последними словами его был аят священного Корана:
فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ (7) وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ (8)
«Тот, кто совершит благое весом с пылинку, получит за это благое воздаяние. И тот, кто совершит плохое весом с пылинку, получит за это плохое воздаяние» (см. сура «аз-Зульзиля», аят 7–8)».
(см. «Аль-Бидая ва аль-Нихая», 7-й том, стр. 313, издательство «Даруль кутубиль ильмияти»).
Кем был несчастный убийца Али (да будет доволен им Аллах)?
Кто-то может подумать, что убийца праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах) был немусульманином или малограмотным, не имевшим глубоких знаний о религии фанатиком, которым манипулировали другие. Но это не так, Абдурахман ибн Мульджам считался очень набожным и богобоязненным человеком. Он не гнался за мирскими богатствами, проводил время в богослужении.
Имам Захаби в своей книге «Тарихуль Ислам ли Захаби» (3/653) пишет: Абдурахман ибн Мульджам – убийца сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) – присутствовал при завоевании Египта, был из чтецов Корана и знатоком Шариата… Корану он обучался у сподвижника Мааза ибн Джабаля, очень усердно поклонялся Аллаху. Говорят, что Умар ибн аль-Хаттаб написал Амру ибн аль-Асу, что дом Абдурахмана ибн Мульджама надо построить ближе к мечети, чтобы он обучал людей Корану и фикху… Но впоследствии настигло Ибну Мульджама предписанное Свыше, и он убил халифа мусульман сподвижника Али (да будет доволен им Аллах). Хавариджи считают его лучшим из людей. А отношение Ахлю сунны к нему таково: мы надеемся, что для него уготован Ад, но допускаем и вероятность того, что Всевышний проявит к нему Свою снисходительность и простит. К нему отношение такое же, как и к убийцам Зубайра, Талхата, Саида ибн Джубайра, Аммара, Хариджата, Хусейна – от всех этих убийц мы чисты, мы гневаемся на них ради Всевышнего Аллаха и в отношении них полагаемся на Аллаха».
Что же случилось? Почему человек, о котором лестно отзывался второй праведный халиф, сподвижник Пророк Умар ибн аль-Хатаб, человек, обучавшийся у выдающихся сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стал коварным убийцей двоюродного брата и зятя самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?
Ответ на эти вопрос кроется в том, что Абдурахман ибн Мульджам и его сторонники были хавариджами, как об этом пишет Имам Навави в книге «Тахзибуль асмаи ва люгати» № 1013, 1/890.
Они решили, что достаточно компетентны в вопросах религии и сами могут выносить решения, основываясь на священном Коране. Ведь так легко, когда законы устанавливаешь сам, а все неудобные или противоречащие своим убеждениям высказывания считаешь недостоверными или даже надуманными. Потомки этих хариджитов живут и по сей день, поэтому нужно помнить: далеко не каждый умеющий читать Коран может понять истинный его смысл.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал о появлении подобных людей. В хадисе, приводимом в сборнике Бухари, сообщается, что сам сподвижник и четвёртый праведный халиф Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Ближе к Концу света появятся молодые, бестолковые люди, которые станут приводить слова Корана (или слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)), но вера их не пройдёт ниже их глоток, они будут выходить из Ислама подобно стреле, которая вылетает из пробитой насквозь дичи. Поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо, поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду”» (см. «Сахихуль Бухари», № 3611).
سَيَخْرُجُ قَوْمٌ فِي آخِرِ الزَّمَانِ حُدَّاثُ الأَسْنَانِ سُفَهَاءُ الأَحْلاَمِ يَقُولُونَ مِنْ خَيْرِ قَوْلِ الْبَرِيَّةِ لاَ يُجَاوِزُ إِيمَانُهُمْ حَنَاجِرَهُمْ يَمْرُقُونَ مِنَالدِّينِ كَمَا يَمْرُقُ السَّهْمُ مِنَ الرَّمِيَّةِ فَأَيْنَمَا لَقِيتُمُوهُمْ فَاقْتُلُوهُمْ فَإِنَّ فِي قَتْلِهِمْ أَجْرًا لِمَنْ قَتَلَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَة
Слово «хайруль барийя», упоминаемое в хадисе, Ибну Хаджар Аскалани в «Фатхуль Бари (9/100)» комментирует как «слова Корана». А в книге «Умдатуль Кари (24/171)» допускается вероятность того, что под словом «хайруль Барийя» возможно имеется Сунна или слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Обратите внимание на то, что как и ряды хариджитов пополняли глупые, не разбирающиеся в вопросах религии молодые люди, так и сегодня ряды их потомков пополняются молодыми невежественными в вопросах религии людьми. Среди них трудно найти пожилых людей, которые придерживались бы их взглядов.
В другом хадисе, переданном Бухари, сообщается:
«В этой умме (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал «из уммы», указывая на то, что к умме они не будут иметь никакого отношения) такие люди, что ваша молитва покажется вам ничтожной по сравнению с их молитвой, и они будут читать Коран, однако его смысл не пройдёт дальше их глоток» (см. Бухари, № 6931).
يَخْرُجُ فِي هَذِهِ الأُمَّةِ - وَلَمْ يَقُلْ مِنْهَا - قَوْمٌ تَحْقِرُونَ صَلاَتَكُمْ مَعَ صَلاَتِهِمْ يَقْرَؤُونَ الْقُرْآنَ لاَ يُجَاوِزُ حُلُوقَهُمْ
Понимаете? То, что человек долго выстаивает молитву, не говорит о его правильности. Сколько бы человек не занимался богослужением и какие бы он намерения перед собой не ставил, если он потомок хариджитов, то не жди добра. Так как о них в хадисе говорится, что сердца их не будут понимать Коран, и они будут отклоняться в своём понимании от истинного смысла. Их вера на словах, а умы их настолько слабы и скверны, что неправильно понимая Коран, они считают его доводом в свою пользу, тогда как в действительности он является доводом против них.
Хариджиты сегодняшних дней
Изначально хариджиты – это группа людей, выступивших против четвёртого праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах), однако очевидно, что этот термин может применяться и к тем, кто похож на них своими убеждениями.
Рассказывают, что, когда при битве при Нахраване Али (да будет доволен им Аллах) уничтожил практически всех хариджитов, за исключением чудом спасшихся девятерых, мусульманин, стоявший рядом с халифом, воздал хвалу Аллаху за то, что он наконец избавил мусульман от вреда хариджитов, на что Али (да будет доволен им Аллах), обратившись к восхваляющему, сказал: «Потомки этих людей будут жить до самого Судного дня и бороться против мусульман на стороне даджаля».
Действительно, деяния потомков хавариджей, которые сотворили много нечестия на земле и убили правителя верующих Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), мы видим и по сей день. Их потомки, считая свои действия благими и утверждая, что их кровопролитные действия приближают к Аллаху, вносят смуту и сеют раскол в нашей умме.
Но нужно помнить, Ислам – это религия от Всевышнего Аллаха, Он её и защитит, и никакие потомки хавариджей не смогут нанести ей урон, как не смогли нанести вред их предки.
«Решения выносит только Аллах»
Хавариджи считали Али (да будет доволен им Аллах) и всех тех, кто относился к ним лояльно, неверующими, тем самым лишив их неприкосновенности. За что? За то, что они якобы правили не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах.
Это мы явно выслеживаем в словах ибн Мульджама, обращённых к Али (да будет доволен им Аллах): «Решения выносит только Всевышний Аллах, а не ты, Али, и не твои помощники».
Вот что привело Ибн Мульджама к таким выводам: самодовольство, высокомерие, самомнение, уверенность в том, что он достиг таких высот, что может такфирить других, самостоятельно выносить решения из Корана.
Что мы видим сегодня? Сегодня история повторяется: потомки хавариджей читают Коран и изучают его смысл не по общепризнанным толкованиям Священной книги, без учета наук толкования Корана, а по своим умозаключениям, не обращаясь к пониманию учёных ахлю сунна. И на основании своих узких и неправильных выводов такфирят учёных-богословов и простых мусульман, дозволяют пролитие их крови и уничтожение имущества.
Как невежественны были хавариджи в вопросах Ислама, так и их потомки не отстают от своих сородичей.
Два вывода
На фоне того, что самого Али (да будет доволен им Аллах) обвиняли в том, что он отошёл от велений Корана, приходит мысль:
1) Кто ты такой, что бы тебя не укоряли за истину и не обвиняли в неверии, когда даже человека, который ещё при жизни Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) был обрадован Раем, не побоялись обвинить в том, что он не следует Корану? Если не из-за прямого следования Корану сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) приобрёл Рай, то за счёт чего он его заслужил?
2) Подумай: за что тебе посчастливилось держаться истины настолько сильно и доводить её до людей, что противники Ислама, видя в тебе явную угрозу, пытаются обвинить тебя в неверии, как это было сделано со сподвижником Али (да будет доволен им Аллах)? Восхвали Всевышнего за это!
Обратите внимание на ваше окружение!
Необходимо обратить внимание и на то, как повлияла среда и скверное окружение на Шабиба, которого Ибн Мульджим уговорил помочь ему убить Али (да будет доволен им Аллах), и тот в конце концов поддался на его уговоры и присоединился к нему. Шабиб не хотел убивать Али (да будет доволен им Аллах), зная о его заслугах перед Исламом, но, находясь в окружении Ибн Мульджама, он попал под его влияние и пошёл на его поводу. Поэтому сегодня нашей молодёжи необходимо быть очень бдительной, чтобы не оказаться в окружении потомков тех хариджитов, чтобы не стать причиной для смуты и разделения нашей мусульманской общины.