Весь драматизм убийства праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) заключался в том, что на его долю выпал период максимального ожесточения мусульман, когда градус напряжённости между ними достиг крайней степени, а святость человеческой жизни потеряла всякий смысл.
В это время мусульманская среда окончательно раскололась на два противоборствующих лагеря. Один из них возглавлял законно избранный халиф Али и всеми силами пытался объединить мусульман под одним знаменем и положить конец смутному времени.
Всё это казалось сложным, но возможным делом, но появление на политической авансцене сектантов из группы сабеитов усугубило и так непростую ситуацию. А последующее появление раскольников, которых позже стали называть хариджитами, надолго нарушило исламскую идиллию. Они же стали причиной жестокого убийства халифа в священный для мусульман месяц Рамадан.
После убийства Усмана (да будет доволен им Аллах) сторонники Ибн Сабаъа по-прежнему контролировали ситуацию в Медине, наступил период, который в царской России принято называть междуцарствием. Чтобы сломить критическую ситуацию, нужно было определиться с новым халифом, вокруг которого можно было начать консолидирующие процессы.
На тот момент из оставшихся в живых сподвижников Пророка ﷺ лучше и достойнее Али ибн Абу Талиба не было. Совет старейшин тут же предложил ему возглавить халифат, но Али не хотел брать на себя эту ношу и всячески сторонился этой должности. Однако настойчивость старейшин и желание блага для уммы сыграли тут решающую роль, и Али (да будет доволен им Аллах) дал своё согласие.
Халиф Али начал с ряда кадровых перестановок и политических реформ, которые постепенно вывели бы исламскую общину из глубокого кризиса. Но поперёк всем этим созидательным процессам стал раскол, который никогда не бывает своевременным, а тут он привёл к катастрофическим последствиям.
Мусульмане разделились на иракцев и шамитов. Начался спор, перешедший в открытую конфронтацию. После долгих прений сторонам всё же удалось прийти к соглашению, и разрешение конфликта было поручено третейским судьям – представителям сторон.
Но такой расклад пришёлся явно не по душе определённой части людей, находившихся в лагере Али. Они демонстративно покинули расположение его войска и сосредоточились в местности Харураъ. За самоволие и саботаж их начали называть раскольниками.
Большую популярность этот термин получил в своём арабском эквиваленте – «хаваридж» (хариджиты). Али (да будет доволен им Аллах), получив такой коварный удар в спину, предпринял попытку вернуть их к благоразумию, но всё тщетно.
Резкий перекос в поведении и идеологии хариджитов можно объяснить психологическим термином «искреннее заблуждение», это заблуждение сделало их одной из самых непримиримых и кровожадных сект в истории Ислама.
Разгром в местности Нахраван ещё больше озлобил хариджитов, ими управляла неодолимая жажда мести. Во всех постигших их бедах они винили троих сподвижников Пророка ﷺ: Али, Муавию и 'Амра ибн аль-'Аса (да будет доволен ими Аллах). Их физическое устранение в понимании хариджитов сделало бы мир добрее.
Покушение на упомянутых сподвижников взяли на себя трое хариджитов. Это преступление было решено совершить единовременно, 17 числа месяца Рамадан.
Один из них отправился в Египет и вместо 'Амра (да будет доволен им Аллах) по ошибке убил его заместителя.
Киллер, отправившийся в Шам, тоже потерпел неудачу. Муавия (да будет доволен им Аллах) отделался лёгким ранением.
Третьего хариджита звали Абдурахман ибн Мулджам, он взялся убить халифа, правителя правоверных, Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Ибн Мулджам отправился в Куфу и ждал подходящего момента для совершения покушения на Али. Он тщательно скрывал цель своего пребывания в Куфе, об этом не было известно даже его сторонникам из числа хариджитов.
Спустя некоторое время Ибн Мулджам начал терять голову, его помыслы были сосредоточены на женщине по имени Катам, в которую он безудержно влюбился. Катам, в свою очередь, оказалась подлой женщиной, которая также яростно ненавидела халифа.
Её калым был построен на крови. Она дала свое согласие на замужество лишь при получении свадебного приданого в размере трёх тысяч дирхемов и убийства Али. Вот такой коварный и жестокий романтизм!
К этому злосчастному дуэту добавилось ещё несколько сообщников. Один из них даже пытался отговорить Ибн Мулджама от этой затеи. Его звали Шабиб. В его голове не укладывалось, как можно поднять руку на родственника Пророка ﷺ, на человека, имеющего неимоверное количество достоинств в Исламе.
«Если бы этим человеком был не Али», – возмущался Шабиб. Однако Ибн Мулджам пребывал в глубоком заблуждении и свято верил в богоугодность запланированного им преступления.
Всё произошло в предрассветное время. Халиф Али (да будет доволен им Аллах) по своему обыкновению призывал людей на утреннюю молитву. «Вставайте на молитву», – выкрикивал громогласно Али. В это время один из хариджитов, внезапно став на пути у халифа, замахнулся на него своей саблей, но промахнулся.
Ибн Мулджам оказался более точен. Удар, нанесенный им, попал в висок Али (да будет доволен им Аллах), и кровь потекла на его бороду. В этот момент халиф наверняка вспомнил слова Пророка ﷺ, которые в подробностях описывали эту ситуацию. Али знал, что его ждёт мученическая смерть, и в какой-то степени ждал этого. Смертельно раненного Али унесли домой, а его убийцу Ибн Мулджама задержали.
Но до своей смерти Али хотел понять мотивы Ибн Мулджама. Али спросил его: «Что побудило тебя к этому?» Ибн Мулджам дал достаточно неожиданный и дерзкий ответ: «Я точил эту саблю в течение сорока дней и просил Всевышнего убить им наихудшее творение Всевышнего».
У халифа на это явное заблуждение нашелся достойный ответ: «Мне кажется, что ты и будешь убит этой саблей, и ты и есть наихудшее творение Всевышнего». Затем из уст Али (да будет доволен им Аллах) прозвучал приговор: «Относитесь к нему хорошо. Если я останусь в живых, то сам разберусь с ним, но если я умру, отправьте его за мной, я буду его спорщиком перед Господом миров. Не убивайте никого, помимо него, ведь Всевышний не любит преступающих границы».
Мусульман волновал вопрос преемника Али. Халиф не стал определять круг кандидатов, как в своё время сделал Умар, а лишь произнёс короткую, но емкую фразу: «Если Аллах желает вам блага, то объединит вас вокруг лучшего из вас».
Однако в вопросе завещания Али был более многословен. Вызвав к себе своих сыновей, Али завещал им относиться хорошо к соседям, постоянствовать в молитве и чтении Корана. В списке завещания было упомянуто также посещение мечетей, выплата закята и заботливое отношение к сиротам, беднякам и нищим.
Халиф Али (да будет доволен им Аллах) встретил свою смерть с упоминанием Всевышнего. Пробыв халифом почти пять лет, Али скончался в возрасте 63 лет. Точное место его погребения по сей день остается одной из самых таинственных загадок истории.
Его трагическая гибель не подвела черту под праведным халифатом, оставалось ещё шестимесячное правление его сына Хасана. Но это была крайняя точка праведных времен, начало конца золотой эпохи Ислама.