Тафсиры и муфассиры в Маварауннахре
Тафсиры и муфассиры в Маварауннахре
10 лет назад 4439 islam.uz/

Прежде чем говорить о муфассирах – толкователях Куръана – и науке тафсир в ‎Маварауннахре, давайте бросим взгляд на историю возникновения и развития этой ‎великой науки

Слово «тафсир» лексически означает «толкование», «раскрытие» и «прояснение». Но ‎в терминологии улемов дается следующее определение:‎

‎«Тафсир – это наука, посредством которой человек в меру своих сил изучает ‎волеизъявление Аллаха в Священном Куръане».‎

Эта великая наука возникла во времена Пророка алай­хиcсалам, потому как он ‎пояснял людям смысл  Священного Куръана посредством своей Сунны и отвечал на ‎вопросы сподвижников о смыслах аятов Куръана. Наука тафсир досталась в наследство ‎великим сподвижникам от Пророка алайхиссалам. Однако уровень постижения ими ‎данной науки был разным. Именно поэтому, если у кого-нибудь из них возникала ‎потребность в постижении смысла отдельных аятов, он спрашивал у других, более ‎знающих сподвижников.‎

Наибольшую известность в науке тафсир среди сподвижников обрели Абу Бакр ‎Сиддик, Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Аббас, ‎Абдуллах ибн Масъуд, Убай ибн Каъб и другие. Да будет доволен Всевышний Аллах ‎всеми ими. А табиъины (поколение, следующее после сподвижников Пророка ‎алайхиссалам) учились тафсиру у сподвижников. И многие из них прославились своими ‎достижениями в этой науке. К их числу можно отнести такие личности, как Муджахид ‎ибн Джабр Макки, Икрима, Саид ибн Джубайр, Ата ибн Аби Рабаха и другие.‎

За эти два века, то есть в эпоху сподвижников и табиъинов, тафсир имел форму ‎устных преданий и пересказов, но не был записан в компилированной форме. Как ‎утверждает досто­чтимый шейх Мухаммад Фазил ибн Ашур в своей книге под названием ‎‎«Тафсир ва рижалуху», человеком, написавшим первую книгу тафсира, был Абдулмалик ‎ибн Джурайдж, который умер в 149 году хиджры. С составлением данной книги наука ‎тафсира вступила в свою новую эпоху. Эта эпоха – время сочинения книг. В начале этого ‎периода благодаря своим трудам обрели известность Мухаммад ибн Джарир Табари, Яхья ‎ибн Салам, Абу Бакр Нисабури и другие муфассиры. В процессе возникновения и ‎развития наука тафсир разделилась на несколько частей. Мы упомянем о некоторых из ‎них.‎

Первая часть – «Тафсир бил маъсур». В тафсире этой части муфассир дает толкование ‎аятов Куръана переданными достоверными хадисами и изречениями сподвижников. ‎Наиболее известными тафсирами, написанными по такому принципу, являются книга ‎имама Мухаммада ибн Джарира ат-Табари «Джамиъул байан фии тафсирил Куръан», ‎тафсир «Маъалимут танзил» имама Абу Мухаммада Хусайна ибн Масъуда ибн ‎Мухаммада Багави, «Тафсирул Куръанил азим» имама Имадуддина Исмаила ибн Касира, ‎‎«Ад-дурул мансур фии тафсир бил маъсур» имама Джалалиддина Суюти.‎

Вторая часть – «Ат-тафсир бир раъй». В этой части муфассир дает толкование, исходя ‎из своего мнения и иджтихада (букв. «пpоявление усеpдия посредством имеющихся ‎возможностей», «настойчивость»; приложение ‎усилий по выведению ‎положений ‎шариата из доказательств, описанных в Куръане и Сунне Посланника Аллаха ‎саллаллаху ‎алайхи васаллам‎), которые, в свою очередь, делятся на допустимое и недопустимое. При ‎толковании допустимым методом муфассир делает тафсир, опираясь на надежные ‎источники и отдалившись от невежества, заблуждений. А в недопустимой части муфассир ‎делает тафсир с примесью бидъы (нововведение, касающееся религиозного предписания, ‎которого не было в исламском шариате во вре‎мена Пророка саллаллаху ‎алайхи васаллам‎) ‎и заблуждением, и посему все видные ученые запретили такой метод толкования. ‎Напомним наиболее известные из тафсиров, составленных допустимым методом: книга ‎‎«Мафатихул гайб» имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Умара ибн Хусайна ‎Фахриддина Рази, «Анварут танзил ва асрарут таъвил» имама Насруддина Абдуллаха ибн ‎Умара ибн Мухаммада ибн Али Байзави, «Мадарукут танзил ва хакаикут таъвил» имама ‎Абул Бараката Абдуллаха ибн Ахмада ибн Махмуда Насафи.‎

Третья часть – «Тафсирул ишари». В этой части муфассир не придает значения ‎видимому (явному) смыслу аята, а делает тафсир, основываясь на скрытых в аяте намеках. ‎Такой способ присущ только представителям пути тариката  и деятелям тасаввуфа ‎‎(слово тарикат происходит от арабского «торийк» – «путь». В шариате – это «духовный ‎путь», путь в тасаввуфе ‎‎(суфизме) по воспитанию духа и ‎усмирению страстей нафса – ‎страстей своего естества. Тарикатом стали ‎называть путь членов общины, получавших от ‎единого учителя ‎‎ улема, достигшего высокого уровня духовного ‎совершенства  духовное ‎воспитание и воплощавших его в свою жизнь). ‎

Наиболее известными тафсирами из этой части являются книга «Гараибул Куръан ва ‎рагаибул Фуркан» имама Низамуддина Хасана ибн Мухаммада Хусайна Хурасани ‎Найсабури, «Ароисул байан фии хакаикул Куръан» имама Ширази.‎

Как мы уже говорили, тафсиров Куръана очень много. Не будет преувеличением, если ‎скажем, что у каждого времени, места, народа, нации, страны и группы есть свое ‎толкование, свой тафсир. Безграничный интерес всего мира, в частности мусульманского ‎света, к Священному Куръану побуждал ученых постоянно изучать его, писать к нему ‎толкования. Доказательством наших слов служит то, что уже в древности были написаны ‎отдельные тома объемных книг тафсиров и книг о муфассирах. В данном же вступлении ‎мы нашли приемлемым дать лишь очень короткую информацию об истории науки ‎тафсира.‎

А теперь, с вашего позволения, давайте вкратце остановимся на сведениях о науке ‎тафсир и муфассирах в Маварауннахре. В старинных исламских источниках нынешняя ‎Средняя Азия упоминается как Маварауннахр и Хурасан. В исторических исламских ‎книгах упоминаются также названия Бухары, Самарканда, Насафа, Термеза, Касана, ‎Шаша, Ферганы, Мерва, Гургенча и других городов. Все эти города расположены в Узбекистане, многие из них до сих пор именуются своими древними названиями.‎

Весь исламский мир очень хорошо знает, что этот край вырастил великих ученых, ‎стяжавших всемирную славу во всех областях науки, и в том числе в исламских науках. В ‎их число входят такие науки, как хадисоведение, тавхид (единобожие), грамматика ‎арабского языка, мусульманское право и многие другие. Мы же сейчас собираемся ‎поговорить только о тафсире и муфассирах в Маварауннахре.‎

После того как пришли мусульмане и открыли для Ислама эти земли, Всевышний ‎Аллах озарил наш край светом Ислама. Это называется фатх (досл. «открытие»), что ‎означает приобщение какого-либо края к Исламу. Если мусульмане, прибыв в какое-либо ‎‎место, приводят местных ‎людей в общение с Исламом, называют это место ‎‎«подвергнутым фатху».‎ Когда местное население приняло Ислам, ранние мусульмане ‎стали обучать новых мусульман исламским наукам. Среди этих дисциплин была и наука ‎тафсир. Как известно, коренное население этого края еще до Ислама было знакомо с ‎некоторыми направлениями науки и культуры. В силу этих причин, как утверждает Ибн ‎Халдун, у них имелась необходимая квалификация для принятия и развития исламских ‎знаний. По прошествии небольшого времени появилась школа мухаддисов, и они были ‎признаны первыми людьми, собравшими произведения о тафсире Куръана. Их ‎предводителем был имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Бухари. Как упоминается ‎в книге «Кашфуз Зуннун», он написал отдельную книгу тафсира под названием ‎‎«Тафсирул Кабир», но, к сожалению, данная книга не дошла до нас. Однако имам Бухари ‎оставил великое произведение по науке тафсира, в его книге «Джамиъус сахих» имеется ‎более тысячи хадисов, касающихся тафсира Священного Куръана.‎

Ко второму веку хиджры, когда наука тафсир уже отделилась от хадисоведения и ‎стала самостоятельной дисциплиной, в Маварауннахре выросли великие муфассиры, а их ‎слава распространилась по всему миру. Упомянем некоторых из них:‎

‎1. Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Матуриди.
Родился в ‎селе Матурид недалеко от Самарканда и скончался в 333 году хиджры. Большинство его ‎произведений относилось к науке тавхид (единобожия), то есть науке калáм. Имам ‎Матуриди в своем тафсире под названием «Таъвилату ахлис сунна» пошел по пути ‎ученых науки калáм и составил толкование аятов Священного Куръана, применив ‎вероубеждение мазхаба Ахлус сунна вал джамаа.‎

‎2. Имам Абу Лайс Наср ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрахим Самарканди. 
Этот ‎человек был известен под именем Имам Хади, умер в 373 году хиджры. Имам Абу Лайс ‎Самарканди написал множество книг, а книгу тафсира назвал «Бахрул улум», и это ‎толкование принадлежит к разряду «Тафсир бил маъсур».‎

‎3. Имам Джаруллах Абул Касим Махмуд ибн Умар ибн Мухаммад ибн Умар ‎Замахшари. 
Этот великий ученый родился в 467 году хиджры в хорезмском селе ‎Замахшар, а умер в 538 году хиджры. Он был погребен в своем родном селе (село ‎Замахшар расположено в 30 километрах от города Ташауз в Рес­публике Туркменистан). ‎Имам Замахшари известен тем, что написал множество книг по различным наукам, и ‎одним из самых знаменитых его произведений является книга тафсира под названием ‎‎«Кашшаф ан хакаики ва уйунил аковили фии вуджухит таъвил», которая многим известна ‎под названием «Кашшаф».‎

‎4. Имам Фахриддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ибн Хусайн Рази.
Родился в ‎‎534 году хиджры в городе Рай и большую часть своей жизни провел в Хорезме. Его книга ‎тафсира под названием «Мафатихул гайб» была известна среди служителей науки ‎описанием взаимосвязей между аятами и связей между сурами, а также рядом других ‎достоинств. Имам Рази умер в 660 году хиджры.‎

‎5. Имам Абул Баракат Абдуллах ибн Ахмад ибн Махмуд Насафи.
Этот великий имам ‎родился в городе Насаф (ныне город Карши). Имам Насафи умер в 701 году хиджры. ‎Имам Насафи при создании своей книги тафсира под названием «Мадарикут танзил» ‎использовал тафсир Замахшари «Кашшаф». Книга «Мадарикут танзил» имама Насафи ‎дошла до наших дней, не потеряла славу и пользуется большим почетом среди ученых и ‎искателей знаний, а во многих исламских учебных заведениях используется в качестве ‎учебного пособия.‎

Кроме перечисленных, в Маварауннахре создано множество других тафсиров, таких, ‎как «Иткан», «Тафсири Нуъмани», «Тафсири Тибьян», «Тафсири Мавлана Чархи», ‎которые были написаны на местных языках, то есть на таджикском, узбекском, татарском ‎и других. Следует напомнить, что книги этих известных муфассиров сегодня имеются в ‎библиотеках и музеях Узбекистана, в частности, они есть и в библиотеке при Управлении ‎по делам религии мусульман Узбекистана. Ученые и исследователи используют эти книги ‎в научных диспутах, проводящихся в рамках служения Исламу и мусульманам.

Да ‎удостоит Всевышний Аллах их всех осуществлением благих дел, которые угодны Ему ‎Самому и довольствуют Его! Аминь!‎

Из «Тафсир Хилал».
0 комментариев