І. Рождение Усамы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах!)
Это было в седьмом году до хиджры. К Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) пришёл человек с радостной вестью: он сообщил Пророку (мир ему и благословление!), что Умм Аймана родила мальчика. На лице Пророка (мир ему и благословление!) появилась радость. Кто же был тот счастливый младенец, который осчастливил Пророка (мир ему и благословление!)?
Это был Усама ибн Зайд.
Ни один из сподвижников не был удивлён радости Пророка Мухаммада (мир ему и благословление!) по случаю рождения этого ребёнка, поскольку все знали, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословление!) ценил родителей этого младенца. Мать ребёнка звали Барака аль-Хабашия, а называли её Умм Айман.
Она была рабыней Амины бинту Вахб, матери Посланника Аллаха (мир ему и благословление!). Ещё при жизни Амины она воспитывала Пророка Мухамада (мир ему и благословление!), а после её смерти стала его кормилицей. После Пророк Мухаммад (мир ему и благословление!) не знал другой матери, кроме неё, то есть его кормилицы. Он очень любил её и много говорил про неё: «Это моя вторая мать и член моей семьи».
Это сведения про мать счастливого ребёнка. А что касается его отца, то он тоже был любимцем Посланника Аллаха (мир ему и благословление!) - его звали Зайд ибн Харис. Он был его приёмным сыном до прихода Ислама, его другом и доверенным лицом в тайном, членом его семьи и самым любимым человеком - уже после прихода Ислама.
При рождении Усамы ибн Зайда мусульмане проявляли такую же радость, которую ранее не проявляли ни к одному другому родившемуся. Насколько велика была радость Посланника Аллаха (мир ему и благословление!) - настолько и мусульмане радовались.
Счастливого ребёнка стали называть «любимый сын любимца». Мусульмане не преувеличивали, когда давали такое прозвище Усаме. Пророк (мир ему и благословление!) возлюбил его такой любовью, что этой любви завидовал весь мир.
Усама был ровесником Хасана сына Фатимы (да будет доволен ею Аллах!), дочки Посланника Аллаха (мир ему и благословление!). Хасан был белокожим красивым мальчиком, очень похожим на своего дедушку Мухаммада (мир ему и благословление!). А Усама был чернокожим, очень похожим на свою мать.
Пророк (мир ему и благословление!) не делал различия между ними в любви. Он брал одного и ставил на колено, потом брал второго и ставил его на другое колено, прижимал их обоих к груди и говорил: « О Аллах, я люблю их, возлюби же и Ты их!».
Передают от Айши (да будет доволен ею Аллах!), которая сказала: « Не следует кому-либо злиться на Усаму ибн Зайда после того, что я услышала от Посланника Аллаха (мир ему и благословление!): «Тот, кто любит Аллаха и его Посланника - пусть возлюбит и Усаму!».
Посланник Аллаха (мир ему и благословление!), как любил в детстве Усаму, точно также любил его и когда он стал молодым.
Однажды Хаким ибн Хизам, один из лидеров курайшитов, подарил Посланнику Аллаха (мир ему и благословление!) дорогую одежду, которую купил в Ймене за пятьдесять динаров золотыми у одного из йеменских царей по имени Йазан. Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) отказался принимать подарок от него, поскольку в тот момент он был язычником и купил у него эту одежду за деньги.
Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) одел эту одежду один раз в пятничный день, после чего снял её и отдал Усаме. Он был очень рад этой одежде и гордо носил её среди сверстников - перед мухаджирами и ансарами.
Когад Усама ибн Зайд стал зрелым, стали всё более проявляться его благородные нравственные качества, что делало его достойным любимцем Посланника Аллаха (мир ему и благословление!). Он был очень остроумным, очень мужественным, мудро, как положено, решал проблемы. С людьми он был очень общительным – и люди любили его. Был праведным и набожным, что было угодно Аллаху.
II. Женитьба Усамы ибн Зайда
Передают от Фатимы бинту Кайс, что Аба Амру дал ей окончательный развод: в это время он был далеко от неё и он послал уполномоченного, дабы оповестить её о разводе. Когда она узнала о разводе, то разозлилась, и он ей сказал, что ничего ей не должен. Она пришла к Пророку (мир ему и благословление!) и он также сказал ей, что Аба Амру ничего не должен ей и повелел сидеть в доме Умм Шарик до окончания срока иды. «А когда закончится срок, сообщи мне», - сказал он. Затем, после окончания срока, она сообщила Пророку (мир ему и благословление!), что к ней приходили свататься Абу Джахму и Муавият. Она им отказала по таким причинам: Абу Джамху из-за того, что он постоянно бывает в пути, а Муавияту - что он бедный человек. Потом Пророк (мир ему и благословление!) сказал: «Заключи брак с Усамой ибн Зайд!» - но ей это не понравилось, Пророк (мир ему и благословление!) ещё раз повторил просьбу - и они заключили брак. Всевышний сделал их брак благополучным - и она была очень счастлива с ним.
ІІІ. Желание Усамы ибн Зайда сражаться в боях
Однажды, в день битвы при Ухуде, Усама ибн Зайд пришёл с группой ребят из семей сподвижников, желающих воевать на пути Аллаха. Посланник Всевышнего (мир ему и благословление!) взял некоторых из них на поле боя, а некоторых отправил обратно - из-за их малолетства. В числе отправленных обратно был и Усама ибн Зайд. Он вернулся, глаза его были наполнены слезами от расстройства, что он не смог поучаствовать в битве на пути Аллаха, под знамением Посланника Аллаха (мир ему и благословление!).
При подготовке к боевому походу в Хандак Усама ибн Зайд также пришёл с группой сверстников из семей сподвижников. Он усиленно тянулся вверх, дабы казаться высоким, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) разрешил ему участвовать в бою. Тогда Посланник Аллаха разрешил ему. Он взял в руки меч и стал воевать во имя Аллаха - тогда ему было пятнадцать лет.
В битве при Хунайне, когда мусульмане проигрывали, Усама ибн Зайд вместе с Аббасом (да будет доволен им Аллах!), дядей Посланника Аллаха (мир ему и благословление!), а также с Абу Суфьяном ибн Харисом (да будет доволен им Аллах!) и шестью другими лучшими сподвижниками выстояли в бою. Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) сумел таким малым количеством избежать поражения, а также уберечь отступающих мусульман от язычников.
Ты убил после слов لا إله إلا الله »?
Усама ибн Зайд рассказывает, как однажды Пророк (мир ему и благословление!) отправил воинов к местности Хиркат: «Мы напали на них утром. Я и ещё один из ансаров догнали одного из врагов, а когда догнали его, он произнёс لا إله إلا الله«Нет божества, кроме Аллаха!». Тогда бывший со мной ансар оставил его, а я ударил его мечом - и он погиб. Когда мы вернулись обратно и до Пророка (мир ему и благословление) дошла эта весть, он спросил меня. «О Усама, ты убил его после того, как он произнёс لا إله إلا الله? - Я сказал, что он произнёс это лишь для того, чтобы остаться в живых». Затем Пророк (мир ему и благословление!) стал задавать этот вопрос до тех пор, пока я не подумал: «Хоть бы я принял Ислам после этого дня!». Потом я дал обет, что никогда более не убью человека, который говорит لا إله إلا الله
IV. Выход войска во главе с Усамой ибн Зайдом
В одиннадцатом году по хиджре Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) приказал собрать войско для боя против римлян. Среди воинов были Абу Бакр, Умар, Сааду ибн Абу-Вакас, Аба Убайдат ибн Джарах (да будет доволен ими Аллах!) и другие из больших сподвижников. Предводителем войска Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) поставил Усаму ибн Зайда, не достигшего в то время и двадцати лет. Посланник (мир ему и благословление!) приказал Усаме пройти с конницей в местности аль-Балка и у крепости ад-Дарум, недалеко от Газы в стране римлян.
Когда войско было готово выйти в путь, Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) заболел, а когда болезнь усилилась, войско было приостановлено до выздоровлении Посланника Аллаха (мир ему и благословление!).
Усама рассказывал, что когда болезнь Посланника Аллаха (мир ему и благословление!) усилилась, он пошёл к нему в сопровождении нескольких человек: «Он лежал молча, не мог говорить, он возвёл руку к небу, затем положил её на меня и я понял, что он делает мне дуа».
Вскоре Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) ушёл в мир иной, а люди избрали халифом Абу Бакра. Первое дело Абу Бакра, которое он совершил, став наместником, было таково: он отправил в путь то войско, которое Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) ещё при жизни хотел отправить.
Группа ансаров решила, однако, что это дело нужно отложить. Они стали требовать от Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах!), чтобы он по этому поводу поговорил с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах!). Также они просили Умара (да будет доволен им Аллах!) передать ему, что если он будет настаивать на отправке войска в путь, то пусть назначит предводителя постарше.
Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах!) услышал послание ансаров от Умара (да будет доволен им Аллах!), он с возмущением вскочил с места и спросил: «Что это значит: Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) назначил предводителя, а ты мне приказал убрать его? Клянусь Аллахом, я этого не сделаю!».
Когда Умар (да будет доволен им Аллах!) вернулся к ансарам, он сказал: «Идите прочь, из-за вас я получил то, что причитается от халифа Посланника Аллаха (мир ему и благословление)!».
Когда войско отправлялось в путь во главе с молодым предводителем, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах!) провожал его пешком, а Усама был на коне. Усама сказал: «О халиф Посланника Аллаха (мир ему и благословление!), или ты сядешь на коня - или же я слезу!». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах») сказал: «Клянусь Аллахом, ты не слезешь и я не сяду. Неужели я не могу пройти пешком хоть один час на пути Аллаха!?».
Далее Абу Бакр говорит Усаме: «Да сохранит Аллах твою религию и безопасность, и ниспошлёт успех в твоих делах! Я завещаю тебе довести до конца, что было велено Посланником Аллаха (мир ему и благословление!)». Затем, наклонившись к нему, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Если ты считаешь возможным, чтоб Умар (да будет доволен им Аллах!) оказал мне помощь - то разреши ему остаться!» И Усама разрешил.
Усама вместе с войском направился и выполнил всё, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) повелел. Конница мусульман захватила местность аль-Балка, крепость ад-Дарум в Палестине, стерев с сердец мусульман легенду о могуществе римлян. Этим сражением был открыт путь для дальнейших завоеваний в аш-Шаме, в Египте, и во всей Северной Африке вплоть до Атлантического океана.
Усама вернулся в седле того самого коня, на котором погиб его отец. С собой была у него огромная добыча, а люди даже говорили: «Никто не видел другой такой армии, которая понесла столь малые потери и захватила такие богатые трофеи, как армия Усамы ибн Зайда».
На протяжении всей жизни Усама оставался любимцем народа. Люди почитали его и возвеличивали.
V. Жалоба сына Умара
Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах!) назначил Усаме зарплату больше, чем своему сыну Абдулле.
Абдулла сказал: «О отец, Усаме ты назначил четыре тысячи, а мне - три. У его отца не было больше заслуг, чем у тебя, и у него - чем у меня».
Умар (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Есть большая разница между нами и его отцом. Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) любил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах!) больше, чем твоего отца, и его сына больше, чем тебя». После этого Абдулла остался довольным тем, что ему назначили.
Когда Умар (да будет доволен им Аллах!) встречал Усаму, то говорил ему: «Приветствую моего амира (предводителя)!», а видя человека удивлённым такому приветствию, говорил: «Моим амиром его назначил Посланник Аллаха (мир ему и благословление!)».
Смерть Усамы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах!) умер в пятьдесят четвёртом году по хиджре, в конце правления Муавията (да будет доволен им Аллах!). Тогда ему был шестьдесят один год.