Шейх, который спас христиан
Шейх, который спас христиан
5 лет назад 4558 islam.ru/ islam.ru

Абд аль-Кадир поднял в XIX веке знамя борьбы против французских захватчиков и является национальным героем Алжира, известным не менее, чем легендарный ливиец Омар аль-Мухтар. Однако мировое признание ему принесли не ратные подвиги, а истинно мусульманское отношение к представителям всех конфессий, его человеколюбие и благонравие.

 

Детство

6 сентября 1808 года в Алжире родился один из великих героев Ислама – Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири, арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, богослов-суфий, учёный, оратор и поэт. Абд аль-Кадир происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода, укоренившегося в Оране.

Его отец Мухйиддин (умер в июле 1833 года) происходил из Фатимидов (род святой Фатимы дочери Пророка Мухаммада ) и был шейхом кадирийского тариката. Мать его – Захра бинт Сиди Будума. В научном сообществе бытует мнение, что предки Абд аль-Кадира – арабизированные берберы племени бану ифрен. Абд аль-Кадир учился в Маскаре, в духовном училище Хетне, находившемся под руководством его отца, марабута Сиди Мухйиддина. Благодаря своим необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владения оружием Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность.

Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири

В 1822 году женился на дочери своего дяди 14-летней Лейле Хайре. Он вскоре переехал в Египет, где ему впервые пришлось встретиться с европейской цивилизацией. Отсюда он совершил хадж в Мекку и вернулся на родину. В это время французы завоевали Алжир, изгнав турок, однако против французов тут же восстали многие арабские племена.

По другим данным, в октябре 1823 года отправился в хадж, но был вместе с отцом задержан оранским беем из-за подозрений в мятеже, и два года они провели в положении почётных пленников. Только в 1825 году они смогли продолжить паломничество и через Тунис прибыли в Аравию, посетив Мекку, Медину, а затем и Багдад.

В борьбе с колонизаторами

Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири

В 1828 году Мухйиддин и Абд аль-Кадир вернулись в Гетну. В условиях французской колониальной оккупации была преодолена раздробленность разных алжирских племён, и Махи ад-Дин призвал арабов к священной войне с захватчиками. В ноябре 1832 года на совете племенных шейхов в Маскаре ему предложили принять титул султана, однако он отказался и предложил кандидатуру своего сына.

25 ноября 24-летний Абд аль-Кадир был избран племенами западного Алжира (хашим, бени аббас, гараба, бени меджахар) эмиром. Он намеренно отказался от титула султана, чтобы не портить отношения с Марокко. Таким образом, он создал независимое государство (эмират) со столицей в Маскаре, признав себя вассалом и наместником марокканского султана Абд ар-Рахмана, и принял титул эмира альмуминин («повелитель правоверных»).

В мае 1832 года началась упорная и кровопролитная война с французами, в сражениях которой Абд аль-Кадир неоднократно выходил победителем. Французы потерпели ряд поражений и были вынуждены заключить мирный договор в феврале 1834 года. Параллельно Абд аль-Кадир расширял свои владения. Он занял город-порт Арзев, а правивший здесь кади Ахмет Бен Тахир был обвинён в торговле с врагами, отправлен в Маскару и казнён.

Борьба алжирских мусульман с французским захватчиками

Следующим пунктом его завоеваний стал Тлемсен. Здешний паша Бен Нун отказался подчиниться ему и бежал. Согласно договору его власть была признана во всей Орании (в северном Алжире, кроме побережья). В 1835 году, после смены французских руководителей, когда генерала Демишеля заменил сторонник агрессивной войны Трезель, а губернатором Алжира был назначен Друз д’Эрлон, война разгорелась с новой силой. На сторону французов перешли племена дуайр и змала.

Но в июне 1835 года французы были вновь разбиты в лесу Мулай-Исмаил и на реке Макте. Новому французскому руководству удалось нанести контрудар, захватив столицу Абд аль-Кадира Маскару и взорвав крепость. Однако поход на Константину в ноябре 1836 года окончился позорным поражением, и 30 мая 1837 года в Тафне был заключён очередной мирный договор, по которому Франция признала власть Абд аль-Кадира в большей части Западного Алжира. Более того, генерал Бюжо согласился продать эмиру ружья и порох.

Государственное строительство

Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири

Высшей точкой расцвета государства Абд аль-Кадира стали 1837–1838 годы. Экономика эмирата была милитаристской из-за необходимости противостоять дальнейшему вторжению французов. Усиленно развивалась военная промышленность: созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия.

В эмирате наряду с ополчением племён была организована регулярная армия европейского типа, создано несколько линий обороны. Абд аль-Кадир не терял времени перемирия даром, проведя важные реформы: административную, разделившую эмират на несколько областей; экономическую, направленную на перераспределение доходов в обществе; судебную и налоговую. Государство Абд аль-Кадира выпускало собственную валюту.

Законодательную власть осуществлял Высший совет из 11 улемов под руководством верховного кади. Исполнительную – диван из восьми визирей.

К началу 1839 года эмиру удалось подчинить земли исламского братства Тиджания, после долгой осады столицы Айн Махди. Марабут аль-Тиджани подписал мир и удалился.

Период поражений

Борьба алжирских мусульман с французскими захватчиками

Ввиду постоянного нарушения французами условий мирного договора 1837 года, 18 ноября 1839 года Абд аль-Кадир объявил о возобновлении войны.

Французская армия в 1840 году разгромила арабов в ущелье Музана и в том же лесу Мулай-Исмаил, где прежде были разбиты французы, а подкупленный ими шейх Бен Гана у Бискры уничтожает войско халифа (наместника) Бу Азуза. Французы взяли Медею и Милиану, 26 мая 1841 года – Такедемпт, 30 мая – столицу, Маскару. Тлемсен пал 1 февраля 1842 года, а к 1843 году агрессоры захватили большую часть территории эмирата, ослабленного изменами крупных феодалов.

Армия Абд аль-Кадира была окончательно разгромлена 11 ноября возле Сиди-Иаия, и он укрылся на территории соседнего Марокко, власти которого также участвовали в сопротивлении французским войскам. Однако и марокканские союзники тоже потерпели поражение 14 августа 1844 на реке Исли и были вынуждены выслать Абд аль-Кадира из страны.

В 1845 году в Алжире началось новое восстание, которое возглавил возвратившийся из изгнания Абд аль-Кадир. Но в итоге повстанцы были разбиты вновь. В начале 1847 года французам сдался кабильский халиф Бен Салем, затем братья эмира Сиди Мустафа и Сиди Саид. 22 декабря 1847 года под давлением марокканских войск Абд аль-Кадир перешёл алжирскую границу и сдался генералу Ламорисьеру и генерал-губернатору герцогу Омальскому и был отправлен во Францию.

Вдали от родины

Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири во Франции

Нарушив обещания обеспечить свободный проезд в Аравию, французы задержали его в Тулоне, фактически под «почётным арестом», вместе с родными. После революции 1848 года его 23 апреля перевели в тюремный замок Шато де По, в ноябре 1849 года – в Амбуаз. Потери постигли его в этот тяжкий период: в тюрьмах от болезней скончались его сын, дочь, племянник.

Только президент Наполеон III 16 октября 1852 года в ходе личного визита в Амбуаз объявил об освобождении Абд аль-Кадира, назначив ему пенсию. После визита в Париж, личной аудиенции и участия в плебисците о восстановлении империи, 21 декабря 1852 года он переехал в Османскую империю. Вначале он направился в Бурсу, затем в Стамбул, писал философские трактаты и стихи.

Спасение христиан

Дамаск 1860 г.

В 1856 году поселился в Дамаске, преподавал богословие в одной из мечетей. Летом 1860 года, во время «дамасской резни», вступился за местных христиан-маронитов, подвергавшихся жестокому преследованию со стороны сектантов. Нападению подверглось и российское вице-консульство, и вицеконсул Макеев был спасён от неминуемой гибели благодаря вмешательству и заступничеству Абд аль-Кадира.

Его действия по спасению сирийских христиан и европейских консулов повысили его международный авторитет. Он был произведён в кавалеры французского Большого креста ордена Почётного легиона, Греция наградила Большим крестом Спасителя, Россия – орденом Белого орла, Османская империя, Англия, Пруссия и Папа римский наградили орденами, а Авраам Линкольн отправил ему в качестве подарка пару пистолетов.

Данный инцидент был отражён и в переписке между шейхом Абд аль-Кадиром и имамом Шамилем. Из них становится очевидным, что даже в разгар военных действий они оба выступали против насилия и жестокости, призывали к мирному диалогу с представителями других конфессий.

Ж.-Б. Хёйсманс. Абд аль-Кадир берёт под свою защиту христиан Дамаска, избиваемых друзами

Имам Шамиль в письме Абд аль-Кадиру в 1860 году так отреагировал на происшедшее: «Уши мои поражены были вестью, невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире, тем более что оно угрожало разлиться мятежом между всеми мусульманами. Волосы мои поднялись от всех этих ужасов, улыбка исчезла с лица моего…». И далее: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка , посланного Богом по милости к человечеству, – и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры».

В свою очередь, Абд аль-Кадир в 1861 году отвечал имаму Шамилю: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым. Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все ещё прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстранённость от всех иноверцев».

Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири

С тех пор тихая созерцательная жизнь шейха Абд аль-Кадира прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями. В 1863 году он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 году Всемирную выставку в Париже, а 17 ноября 1869 года присутствовал при открытии Суэцкого канала, где имел возможность встретиться с имамом Шамилём.

Шейх написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга перевёл с арабского на французский в 1858 г.

Абд аль-Кадир умер 26 мая 1883 года в Дамаске и был похоронен рядом с гробницей другого великого учёного – суфия Ибн Араби. В 1965 году его прах был перенесён на кладбище эль-Алия в Алжире, что вызвало разногласия, ведь сам Абд аль-Кадир выражал желание быть упокоенным рядом с гробницей Ибн Араби, которого считал своим учителем.

Образ и память

Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири

С самого начала Абд аль-Кадир вызывал восхищение не только у алжирцев, но и у европейцев, даже когда сражался с французскими войсками. Щедрая забота и мягкое сочувствие, проявляемые им к военнопленным, практически не имели аналогов в истории войн. Он всегда выказывал уважение к вере пленных. В 1843 году французский маршал Николя Сульт назвал Абд аль-Кадира одним из трёх величайших живущих людей, двое других – имам Шамиль и Мухаммед Али Египетский.

Именем Абд аль-Кадира назван город Элькадир в штате Айова, США. Основатели города Тимоти Дэвис, Джон Томпсон и Честер Сейдж были впечатлены борьбой эмира с французскими колониальными войсками и решили назвать его именем новое поселение в 1846 году. И, конечно, в Алжире Абд аль-Кадира чтят как национального героя.

0 комментариев