В разных странах сегодня ведутся споры о том, насколько чужд хиджаб той или иной культуре, и один из аргументов его запрета звучит так: «это арабская одежда». Возможно, он отпал бы как несостоятельный, если бы в публичной риторике мы использовали традиционные для каждой местности названия элементов головного убора женщины? Общеизвестно, что в Украине замужние женщины всегда прятали волосы с помощью кибалки, очипка и намитки.
Кибалка
Женщины вставали рано утром и первым делом приводили себя в порядок. Умывшись, расчесывали волосы и собирали их таким образом, чтобы они не выбивались из-под головного убора: «засветить волосом» для замужней женщины считалось большим позором. В этом им помогала кибалка.
Кибалка (гибалка, хомевка, хoмля; рус. - кичка, рога, рожки, колотовка, сдериха, шашмура, кибола; белорус. - кишечка, тканица, лямец, капица, кибалка) в простейшем виде представляет собой обруч (кольцо) или дугу из тонкого орехового деревца; делается также из льняного волокна, обшитого холстом, из лубка, из толстого и плотно натянутого холста, проклеенного тестом.
У украинцев и белорусов кибалка имеет чаще форму замкнутого круга, кольца; у россиян — форму дуги, обшитой тканью, со свободными концами сзади. Чтоб эта дуга могла держаться на голове, к ней сверху нашивают ткань с петельками; в петли продевают шнурок и стягивают в середине дуги волосы, положенные на макушку.
Вряд ли можно сомневаться в том, что кибалка развилась из перевязки, которой обвязывались некогда волосы вокруг головы, «чтоб зря не трепались».
Твердый материал появился, по-видимому, с новой функцией убора, на который женщины стали наматывать свернутые в два жгута или же заплетенные в две косы волосы.
Очипок
Собрав волосы с помощью кибалки, женщина надевала очіпок (очепок, чепець, чіпець, чепак, каптур, капор, керпа; рус. - повойник). Этот шапкообразный головной убор шился из разнообразнейших материалов, в соответствии с достатком хозяйки. Он мог быть мягким или с твердой основой; с простой или утепленной подкладкой.
Основной функцией очипка было сокрытие волос замужней женщины от посторонних взглядов. В нем ходили во дворе и в доме; надев его на рассвете, хозяйка могла снять очипок только перед сном.
Второй функцией очипка было продление жизни намиток и платков, которые были дорогими. Правда, с распространением среди зажиточных хозяек богато декорированных твердых праздничных очипков (другое название — капор, шоломок, каптур, кичка) из дорогих тканей, вышитых шелком и бисером на каркасе из картона, бумаги, соломы, теста — от контака с волосами берегли уже их. Под такой убор либо надевался мягкий повседневный очипок, либо повязывалась широкая лента, косынка.
Форма твердых очипков варьировалась по регионам: круглые с ободком, однорогие с выступом надо лбом, двурогие, гребнеподобные с выступом надо лбом и затылком (кораблики).
Ношение этого головного убора считалось достаточным для замужней женщины, пока она находится в своем доме или на своем дворе. Выйти за ворота в таком виде уже считалось неприличным, и женщины надевали поверх очипка намитки, убрусы, платки.
Намитка, убрус, платок
Изначально на территории Украины были распространены платки (укр. хустка) исключительно белого цвета, на что обращали внимание путешественники-чужеземцы. Они украшались цветной вышивкой и были не только головным убором, но и атрибутом повседневной жизни с важным обрядовым значением.
Платком девушка обвязывала руку старшого из сватов в знак своего согласия. Собственноручно вышитый платок дарили жениху, который отправлялся на войну. Если же тот погиб в бою, лицо ему закрывали девичьим платком.
Цветастые платки были заимствованы позже, у южных славян. Те же, в свою очередь, переняли их от турок и персов.
Намитка представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного льняного полотна шириной 30–70 сантиметров и длиной от трех до пяти метров, которую определенным образом завязывают вокруг головы.
На Полесье и в Карпатах некоторые женщины носили ее вплоть до середины ХХ века. Было более 30 способов повязывания этого головного убора. Наиболее распространенный — когда один конец пропускали под подбородком и драпировали в фалды над плечом, а второй свисал на спину. Иногда оба конца вывязывали в бант, сзади или надо лбом; иногда в два банта. Перекинутые за спину концы намитки достигали талии, а подчас и земли.
В разных регионах эти головные уборы называли по-разному: в Украине — намітка, перемітка, намітець, серпанок, рантух, склендячка; в Белоруссии — намётка, обмётка; в России — убрус, полотенце, ширинка, подширье, фата, гомылька.
В Украине убрусом называли особую форму намитки: полотно было вдвое короче и повязывалось оно без пропуска под подбородком. Таким образом женщина, заколов убрус булавками, могла не наматывать его каждый раз, но надевать поверх очипка как шапку.
Полотно для намитки ткалось особым образом: нити утка не прибивались впритык друг к другу, поэтому готовая ткань напоминала плотную марлю. Их делали из лучших сортов льна, реже — из конопли. Кроме этого, получили распространение намитки из муслина. Концы полотнища украшались вышивкой, кружевом, плетением.
Девушка впервые надевала намитку на своей свадьбе.
На свадебную намитку матери повитуха клала новорожденную девочку — это было пожеланием долгих, как это полотно, лет жизни, и чтобы малышка выросла хорошей хозяйкой.
Практически у каждого народа можно найти элементы традиционной одежды, которые в комплексе составят соответствующий нормам шариата наряд. Кто сможет упрекнуть следованию «арабской моде» женщину, возрождающую свою национальную культуру?
Девичьи головные уборы
Критерии головного убора девушек были не так строги. Что бы ни покрывало девичью голову — платок ли, широкая лента, венок — коса (косы) всегда носились навыпуск.
Однако в жару или в мороз девушки обвязывались платками точно так же, как и молодухи.
В галицких селах сохранился старославянский девичий головной убор — лубяной веночек, обвязанный платком, а сверху покрытый легкой белой тканью, которая подобна донышку шапки. Из-под такого венка на спину спускались несколько цветных цент и волосы, заплетенные в две косы.
На юге Украины в особо знойные дни и девушки, и женщины обвязывались платками так, что были едва видны глаза.
Источник: газета «Арраид», №2 (172), 2014 год