Салах ад-Дин - гордость курдов мусульман
Салах ад-Дин - гордость курдов мусульман
9 лет назад 8644 fondihlas.ru

Салаха-ад-дин Юсуф ибн Айюб Салах ад-Дин (Саладин) – мусульманский лидер 12 века, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов.

Это одна из величайших личностей в истории Ислама. О нём до сих пор вспоминают и на Западе, и на Востоке.

О детстве Салах ад-Дина известно немного. Будущий султан родился в Тикрите (ныне – территория Ирака) в курдской правительственной семье. Однако его дед Шази жил в армянском городе Аджданакан, там же родился и его отец. Впоследствии отец его Найим ад-Дин Айюб стал правителем Баальбека. Несмотря на то, что со стороны отца и деда Саладин происходил от курдов, мать его была арабкой. С детских лет он жил в Дамаске, получая военное, общее и теологическое образование при дворах халифов, где служило немало его родственников.

С юности он не предполагал карьеры кадрового военного и пошёл служить офицером под довольно сильным давлением своего дяди. Тот факт, что он не был заинтересован в службе и в карьерном росте, сыграл положительную роль в его продвижении: он не интриговал, не угождал, не требовал чинов и наград. Просто и честно выполняя свои служебные обязанности и обладая хорошими административными, стратегическими и тактическими талантами, Салах ад-Дин был замечен и оценен по достоинству. Так началось его продвижение, которое сделало Салах ад-Дина повелителем огромной страны, избавителем мусульман от крестоносцев, освободителем Иерусалима.

Стоит отметить, что в момент его возвышения мусульманские земли были крайне раздроблены. В фактически независимом Египте правили исмаилиты. Дамаск был ограничен владениями многих мелких феодалов и государствами крестоносцев на Западе и Багдадом на Востоке. Тюркская империя Сельджуков раскололась на части. Можно сказать, что потребность политического объединения под знаком полумесяца назрела внутри общества, и Салах ад-Дин стал именно тем человеком, который смог её реализовать.

Под началом своего дяди Ширкуха Салах ад-Дин начинает службу в армии Нур уд-Дина, султана Дамаска. Завоевание Египта представлялось правителю Дамаска необходимым, поскольку Египет угрожал его государству с юга, будучи периодически союзником крестоносцев. Салах ад-Дин принимает участие в этой кампании и незаметно для окружающих, как бы даже против своей воли, получает титул визиря в Стране пирамид. Влияние суннитского дамасского визиря в исмаилитской стране было, конечно, минимально, но Салах ад-Дину хватило политического такта наладить хорошие отношения с фатимидским халифом, не теряя в то же время отличные отношения с собственным султаном. Влияние его росло, и поэтому никто не удивился, когда после смерти аль-Адида Салах ад-Дин из визиря стал султаном Египта, одновременно сменив и традиционное исмаилитское вероисповедания страны на суннитский Ислам.
По мнению историков, так произошёл один из самых быстрых и бескровных переворотов во всей мировой истории.

Став султаном Египта, Салах ад-Дин запомнился не только как отличный воин, но и дипломат. Формально сохранив верность султану Дамаска (а значит, обеспечив себе несколько лет спокойного правления), он немедленно начал укреплять свои владения и увеличивать своё влияние на соседние территории. И когда оказалось, что Египетское государство фактически уже намного сильнее Сирийского, никто ничего уже не мог поделать. Укрепила положение Салах ад-Дина и его женитьба на одной из вдов бывшего султана, что ещё более узаконило его положение.
Мощь султана Каира возросла настолько, что после смерти Нур уд-Дина он смог прямо вмешаться в спор о его преемнике, а по сути – подчинить себе Дамаск. Когда же дядя наследников попытался вмешаться и прибегнул к военной силе, выяснилось, что армия Египта сильнее в несколько раз и военный гений Салах ад-Дина тоже превосходит его на несколько порядков. Армия сирийцев была разбита, а султан Египта получает официальное признание от правителя Багдада.
Против него не помогло даже обращение к ассасинам. Салах ад-Дин смог превосходно вычислить их всех и арестовать ещё до того, как эти наёмные убийцы смогли составить хоть какой-то план против него. «Горный старец» был вынужден отступить и заключить мир с султаном.
В течение нескольких лет Салах ад-Дин подчиняет независимых и полунезависимых властелинов мелких княжеств на границе со своим государством. И, в конце концов, становится султаном могущественнейшей мусульманской империи. Мусульманский Восток впервые за несколько столетий стал единым. Именно тогда настаёт время для борьбы с Иерусалимским королевством.
Несколько прямых столкновений армии султана с крестоносцами показали, что прямо покончить с ними не получится. И Салах ад-Дин применил метод борьбы, который нам известен под названием «экономическая блокада». Точнее говоря, султан смог взять под свой единоличный контроль торговлю пряностями, что лишило государство крестоносцев основного своего дохода и ещё более усилило явные и тайные противостояния в их среде.

Нужно сказать, что власть крестоносцев был подорвана очень сильно, прежде всего, из-за внутренних раздоров в борьбе за королевский трон (больной проказой бездетный король Болдуин IV находился при смерти). Многие опытные воины и политики, которые были способны объединить страну и дать отпор империи Салах ад-Дина, были отстранены от власти.
Поводом для начала официальной военной компании Салах ад-Дина против крестоносцев стало нарушение четырёхлетнего перемирия разбойником Рейнальдом де Шатильоном. Более того, это касалось непосредственно самого султана, поскольку Рейнальд напал на караван, который перевозил сестру Салах ад-Дина к её жениху. Она была отпущена, однако разбойники забрали все её драгоценности и более того, сам Рейнальд посмел коснуться девушки, что и по сей день на Востоке считается неслыханным оскорблением (по законам Ислама прикосновение мужчины к женщине не махраму запрещено однозначно). В итоге Салах ад-Дин собирает пятидесятитысячное войско и движется с ним на Иерусалим.

Конечно, взять укреплённый город никто и не планировал. Начинается осада и взятие мелких поселений и городов иерусалимского королевства. Решающее сражение произошло близ города Тивериада. Здесь попали в плен и сам король, и вся знать из числа крестоносцев, магистры иоаннитов и тамплиеров. Прорвать окружение Салах ад-Дина удалось только графу Раймонду Триаполийскому, хотя большинство историков сходятся во мнении, что султан намеренно его отпустил из-за уважения к его былым доблестям и заслугам.

В этой же битве попал в плен и прямой обидчик султана, Рейнальд де Шатильон, который усугубил свою прежнюю вину новыми оскорблениями, и Салах ад-Дин собственноручно казнил его. Все попавшие в плен иоанниты и тамплиеры были казнены, поскольку считались прямыми врагами Ислама. Знатные пленники были выпущены за выкуп и под клятву: никогда более не воевать против султана.

Заняв мелкие города, Салах ад-Дин двинулся на Тир, однако город успел получить подкрепление морем, которое возглавил Конрад Монтерратский. Армия султана повернула на фактически беззащитный Иерусалим. После непродолжительной осады город сдался на милость султана. Все жители получили право на жизнь в обмен на выкуп.

Иерусалимское королевство было повержено. В руках у крестоносцев остался только Тир, который, возможно, был бы захвачен султаном следующей весной, однако к нему успела прийти помощь из стран Европы под предводительством короля Ричарда I Английского (будущего Ричарда Львиное Сердце).

Своим бесстрашием английский король вызвал несомненное уважение со стороны султана. Есть легенда, рассказывающая о том, что Салах ад-Дин послал корзину горного снега Ричарду, когда узнал, что у него сильно болит голова от жаркого климата.

Английский король, несмотря на свои сильные стороны и качества истинного полководца, потерпел дипломатическое поражение. Спор за корону Иерусалимского королевства (надо сказать, во многом виртуальный, поскольку его территория на тот момент находилась под полным контролем мусульман) привёл к тому, что французский король вместе с армией покидает Ричарда и возвращается в Европу. Тамплиеры и иоанниты стали плести заговоры против короля и отказываться выполнять его приказы. Король понял, что его войско просто не выстоит против армии Салах ад-Дина, и предпочёл заключить мир.

От бывшего Иерусалимского королевства осталась только береговая линия и возможность для христианских паломников беспрепятственно посещать Святые места (свободный путь на Иерусалим). В той ситуации султан мог диктовать любые свои условия мира, и они не могли быть оспорены.

Король Ричард вернулся в Европу, и его былые разногласия с союзниками по крестовому походу дали свои плоды, что привело к его заключению и гибели впоследствии. Салах ад-Дин возвратился в Дамаск победителем. Однако через несколько месяцев его мечты о дальнейшем объединении мусульман обрываются. Салах ад-Дин погибает от лихорадки.
Его образ вошёл в сердца мусульман на столетия вперёд. Он стал едва ли не единственным представителем Ислама, о котором восторженно отзывались даже европейские хроники. А роман Вальтера Скотта «Талисман» стал первым произведением в Европе, который показывал положительный образ Ислама и мусульман.

Султан Салах ад-Дин обладал нравом истинного мусульманина и точно стремился к соблюдению всех законов Ислама. К примеру, на отказ жителей Иерусалима сдаться без боя он поклялся, что сравняет город с землёй и убьёт всех его жителей. Потом в течение битвы делегация из города несколько раз пыталась добиться прощения от султана, но его клятва была аннулирована только после собрания факихов и вынесения специальной фетвы о возможности её снятия. В тот момент, когда жители города покидали его, султан выдал специальное разрешение для возможности остаться в Иерусалиме части иоаннитов для ухода за тяжелобольными и ранеными, которые не могли уйти. К слову, когда крестоносцы захватили Иерусалим, они вырезали все коренное мусульманское население.

Салах ад-Дин стал образцом чести, мужества, справедливости, великодушия, щедрости, верности своему слову не только в мусульманских регионах, но и в европейских странах. Он отпустил на свободу короля Иерусалима и большинство христиан королевства, его армия никогда не занималась грабежами и третированием мирного христианского населения, христианским паломникам была обещана (да в общем, как показало время, и обеспечена) свободная возможность посещения Иерусалима. Салах ад-Дин был действительно благородным и благочестивым человеком, для которого Иерусалим являлся действительно Священным городом, в котором нет места насилию и жестокости.

0 комментариев