Принятие Ислама монголами. Часть 3.
Теперь мы расскажем о том, как Ислам распространился в другом улусе монголов, которым правил второй сын Чингисхана Чагатай. Его династия правила в Средней Азии.
Основателем династии чагатаидов и первым правителем этого улуса был Чагата́й (Джагата́й) (1185—1242), второй сын Чингис-хана и Бортэ. Ещё при жизни своего отца он слыл лучшим знатоком Ясы и высшим авторитетом во всех вопросах, связанных с законами и обычаями.
До нас дошло ничтожно мало информации о появлении и распространении Ислама в монгольской империи в Средней Азии, которая досталась в наследство Чагатаю.
Большинство потомков этой династии, взошедших на трон, в государственных делах всегда обращались за помощью к визирю-мусульманину. Но, несмотря на это, они не питали никакой симпатии к Исламу.
Более того, Чагатай притеснял мусульманское население, установив жёсткие и трудновыполнимые законы и правила. Законы ограничивали мусульман в правах и препятствовали отправлению религиозных обрядов. Эти ограничения касались забоя животных пригодным для употребления в еду образом, совершения омовения и других канонов Ислама.
Аль-Джавзани передаёт, что он (Чагатай) был самым непримиримым врагом мусульман среди всех монгольских ханов. Его ненависть к Исламу и мусульманам была столь велика, что он не разрешал даже произносить в его присутствии слово «мусульманин», кроме случаев, когда он хотел оскорбить или унизить мусульман и их религию.
Жена одного из потомков Чагатая, Кара-Хулагу (правитель Чагатайского улуса; сын Мутугэна, внук Чагатая, правнук Чингис-хана), Органа воспитала своего сына мусульманином. Он, взяв себе имя Мубарак-шах, в 1264 году взошёл на трона кагана Чагатайского государства, который стал предметом спора.
Однако его двоюродный брат Бурак-хан (Борак-хан) вскоре свергнул его с престола. Очевидно, то, что Мубарак-шах исповедовал Ислам, не оказало никакого влияния на монголов. Если мы посмотрим на имена его сыновей, то обнаружим, что ни один из них не принял религию своего отца.
Говорят, что Бурак-хан тоже удостоился большой милости Всевышнего, получив перед смертью свет имана. В 1270 году он провёл зиму в Бухаре, где за несколько дней до своей кончины принял Ислам и взял себе имя Султан Гийас Ад-Дин.
Однако он был похоронен согласно древним обычаям монголов на высокой горе, а не как мусульманин. Все, кто принял Ислам во время его правления, отреклись от мусульманства и вернулись в язычество.
Ислам начал широко распространяться в государстве чагатаидов только в следующем после принятия Барак-ханом Ислама веке. Это произошло вслед за принятием Ислама Тармаширином в 1326 года. При Тармаширине (1326—1334) был сделан следующий шаг к сближению с местной знатью – провозглашение Ислама официальной религией государства, а сам Тармаширин принял Ислам и взял титул Алау Ад-Дин.
На этот раз монголы, принявшие Ислам, следуя за своим лидером и после его ухода, остались приверженцами истинной религии. Однако сердца большинства монголов в государстве Чагатая не питали склонность к Исламу и не спешили принимать новую для себя религию.
Плюс к этому Бузан-хан, который свергнул Тармаширина с трона и царствовал следующие десять лет, учинил гонения на мусульман. Тармаширин пал жертвой монгольской знати, придерживавшихся патриархальных традиций и языческих верований.
В 1334 году Тармаширин-хан был убит в результате заговора, и власть перешла к Дурра Бузан-хану. Правил Бузан всего два года. Период его правления характеризуется политическими неурядицами и экономическим кризисом в государстве.
Тем временем, через несколько лет в Кашгаре появился новый правитель-мусульманин. Ослабление династии Чагатаидов позволило ему создать самостоятельное государство и править этой областью.
Некоторые историки пишут, что правитель Кашгара Таймур-хан принял Ислам под руководством праведного человека из Бухары по имени Джамал Ад-Дин. Он вместе с группой торговцев, не зная того, вторгся на землю, которую Таймур-хан отвёл специально для охоты.
Хан приказал связать им руки и ноги и привести к нему. Затем в гневе Таймур спросил их: «Как вы посмели ступить эти земли?» На это шейх Джамалуддин ответил, что они являются чужеземцами и не знали, что переходят границы запретной территории.
Узнав, что они являются персами, хан сказал: «Любая собака лучше перса», на что шейх ответил: «Согласен, мы были хуже собак, до того, как приняли истинную религию!»
Хану понравился ответ Джамал Ад-Дина, и он приказал привести к нему этого храброго перса после возвращения с охоты. Когда перса привели, и они остались наедине, хан расспросил его о том, что он подразумевал под этими словами и что это за религия, о которой он говорил.
Джамал Ад-Дин с таким воодушевлением рассказал ему об основных принципах этой религии, что сердце хана склонилось к Исламу и начало таять, как свеча из воска. В то же время Джамал Ад-Дин очень негативно описал для хана неверие и убедил его в заблуждении и непригодности убеждений язычников.
В конце разговора хан добавил: «… однако если я сейчас приму Ислам, не так легко будет мне направить на истинный путь своих подданных. Поэтому вы не торопите меня и дайте немного времени. Когда я верну себе царство моих предков, тогда приходите ко мне».
В то время империя чагатаидов была раздроблена на мелкие ханства, и такое положение дел длилось много лет, пока Таймур не начал возрождение великой империи под своей властью и не объединил их все в одно сильное государство, как в былые времена.
Джамал Ад-Дин, вернувшись на свою родину, сильно заболел. Когда приблизилась его смерть, он сказал своему сыну Рашиду Ад-Дину: «Скоро Таймур станет великим правителем, а ты не забудь пойти к нему и передать ему от меня салам. Не бойся и напомни ему о том обещании, которое он мне дал».
Через несколько лет после смерти Джамал Ад-Дина Рашид Ад-Дин отправился к хану, который уже вернул императорский трон своих предков. Он прибыл в лагерь хана, однако, как ни старался, не смог добиться личной аудиенции великого хана, поэтому ему пришлось прибегнуть хитрости. Однажды рано утром он начал громко петь азан вблизи шатра Таймур-хана. Громкий возглас азана разбудил хана и нарушил его покой, что привело его в ярость.
Он приказал немедленно привести и поставить перед ним нарушителя покоя. Рашида Ад-Дина привели к хану, и в этот момент он смог передать послание отца.
Таймур не забыл о своём обещании. Он сказал: «Действительно, я всегда помнил об этом и продолжал вспоминать с того момента, как я вернул трон моих предков. Однако человек, которому я дал слово, долго не появлялся. Вот теперь пришёл ты… Добро пожаловать!»
После Таймур произнёс обе шахады и стал мусульманином. С того момента над этими землями взошло солнце Ислама, который своим светом рассеял тьму неверия.
Чтобы поскорее распространить новую религию среди своих подданных, Таймур-хан договорился с Рашидом Ад-Дином, что хан будет по одному приглашать к себе всех своих наместников одного за другим и предлагать им принять Ислам. Того, кто принимал предложение, хан одаривал лучшими наградами, а того, кто отказывал, хан наказывал…
Вследствие этого Ислам в его государстве получил широкое распространение, и всё больше и больше людей из народа начали принимать истинную религию Аллаха.
Продолжение следует…