Принятие Ислама монголами. Часть 2.
В прошлой статье мы рассказали о распространении Ислама в одном из четырёх улусов Монгольской империи – в государстве Джучидов. Далее мы расскажем о распространении Ислама в другом улусе моголов – в ильханате Хулагуидов.
Меньше всего Ислам был распространён в странах Персии, где основал свой ильханат Хулагу-хан. Чтобы противостоять нападениям со стороны Берке-хана и египетского султана, Хулагу заключил на востоке союз с Арменией и крестоносцами.
Этому способствовало и то, что любимая жена Хулагу-хана была христианкой. Она и постаралась привлечь мужа на сторону своих братьев по вере. Плюс к этому сын Хулагу Абака-хан был женат на дочери императора Константинополя.
Однако сам Абака-хан, как и Хулагу, не принял Христианство. Тем не менее, в ханском дворце всегда присутствовало множество христианских священников. Также Хулагу отправлял послов к некоторым правителям Европы, переписывался с королём Франции Людовиком IX, сицилийским королём Карлом I Анжуйским и с королём Арагона Джеймсом (Хайме I), с которыми он хотел заключить военный союз.
С этой же целью Хулагу-хан в 1274 году отправил делегацию из шестнадцати человек в Лион, где руководитель монгольской делегации принял христианскую веру. Он был крещён в купели вместе с несколькими спутниками, которые также перешли в новую веру.
Христианские правители очень надеялись, что и Абака-хан примет христианство, но с течением времени эти надежды превратились в мираж. Его брат Текудер (мусульманское имя — Султан Ахмед), седьмой сын Хулагу, который после Абака-хана взошёл на трон хулагуидов, стал первым монгольским ильханом в Персии, принявшим Ислам.
Несмотря на то, что в молодости Текудер воспитывался в духе христианства и даже был наречён Николаем, после совершеннолетия он решил принять Ислам. Причиной резкой смены убеждений молодого наследника престола стали его тесные отношения с мусульманами, к которым у него сразу возникла сильная симпатия.
Приняв Ислам, Текудер пожелал поменять своё имя на Султан Ахмед и приложил все усилия, чтобы обратить монголов в религию Мухаммада (да будет доволен им Аллах). Однако, когда они начали упорно отстаивать религию своих отцов, Текудер не стал их насильно заставлять принимать Ислам и прибегнул к другому методу – раздаче даров и титулов, вследствие чего огромное количество монголов во время его правления приняли Ислам.
Текудер Ахмад отправил также весть о принятии Ислама мамлюкскому султану в Египет.
Тот, кто изучал или просто читал историю монголов, обрадуется, внезапно перейдя от истории о жестоких злодеяниях и кровопролитиях монголов к описанию высочайших человеческих качеств, которыми обладал потомок Чингисхана Текудер Ахмад. Всё это было ярко выражено в письме, которое он написал мамлюкскому султану Бейбарсу в Египет.
Политика Текудера, нацеленная на сближение с мамлюками и распространение Ислама, вызвала сильное недовольство той части монгольских феодалов, которые исповедовали христианство. Также были недовольны те, кто придерживался старинных монгольских традиций и враждебно относился к Исламу.
Всех раздражали гонения, которые устроил Текудер, отдалив их от дворца и участия в государственных делах. Поэтому они пожаловались Хубилай-хану, что Текудер таким образом отошёл от старинных традиций и пути предков.
Хубилай отправил к Текудеру войско во главе со своим племянником Аргуном, который разбил армию Текудера и сместил его с трона хулагуидского государства. Текудер Ахмед обратился в бегство, но был пойман и казнён. Ему сломали спинной хребет, ибо по монгольскому обычаю потомков Чингис-хана и знатных людей принято было казнить без кровопролития.
Во времена его правления христиане на некоторое время вернули своё влияние на власть, но вскоре были снова изгнаны из дворца и освобождены от всех государственных должностей, которые они занимали. Им даже было запрещено появляться во дворце.
Преемники Текудера продолжали исповедовать язычество до тех пор, пока к власти не пришёл новый ильхан – Газан-хан (правил в 1295—1304 гг.), сын Аргун-хана.
Газан-хан счёл необходимым принять Ислам, дабы сблизиться с иранской мусульманской чиновной и духовной знатью, и затем провёл ряд реформ, в целом соответствовавших политической линии этих групп класса феодалов, заинтересованных в существовании и укреплении сильной центральной власти и в реформе податной системы. Поэтому он также сделал Ислам официальной религией хулагуидского государства.
Во времена правления его преемников – монгольских ильханов – европейские правители и католическая церковь не теряли надежду обратить правящую династию хулагуидов в христианство. Преемник Газан-хана Байду-хан, который поднял восстание в Персии и взошёл на трон в 1295 году и чьё царствование продолжалось несколько месяцев, выбрал для себя религией христианство и всячески препятствовал распространению Ислама среди монголов. Он не ограничился этим и ввёл всеобщий категорический запрет на призыв и распространение Ислама.
Известный исламский историк Ибн Касир подробно описал принятие Ислама Газан-ханом. Он высказал мнение, с которым, кстати, согласны и другие историки – о том, что большая заслуга в принятии Ислама Газан-ханом принадлежит турецкому амиру Ас-Салиху Тузуну. И в самом деле, монгольский царь обратился в Ислам благодаря его стараниям. Ибн Касир, описывая события 694 года по хиджре, сказал:
«В этом году правитель монголов Газан бин Аргун бин Абака бин Хулагу бин Толуй бин Чингисхан принял Ислам. Он объявил о принятии Ислама из рук амира Тузуна, да будет доволен им Аллах. После этого монголы или большинство монголов перешли в Ислам. В тот день, когда Газан-хан принял Ислам, людям щедро раздавали золото, серебро и жемчуг. После принятия Ислама он взял себе имя Ахмад, посещал джума-намазы и проповеди. Он разрушил много церквей, наложил на христиан джизью, вернул мусульманам то, что было насильно отобрано у них в Багдаде и в других странах».
Газан-хан до принятия Ислама в молодости исповедовал буддизм и построил несколько буддийских храмов в Хорасане и искренне радовался дружбе с буддийскими священнослужителями. Естественно, Газан много думал над религиозными вопросами, ведь он изучал убеждения различных религий, распространённых в то время. Визирь Газан-хана учёный и историк Рашид ад-Дин подтвердил ему истинность Ислама, подкрепляя её неопровержимыми доказательствами.
Брат и преемник Газан-хана Олджейту, который после него в 1304 году стал правителем и носил мусульманское имя Гийас Ад-Дунья ва-д-Дин Мухаммед Худабандэ Олджейту, исповедовал христианство – религию своей матери. Он был крещён матерью в Николая, но сразу после её смерти молодой человек принял Ислам.
Непосредственное влияние на него оказала его жена. Ибн Батута передаёт, что образ жизни и хорошее поведение этого монгольского амира оказали благоприятное влияние на монголов, и с тех пор исламская религия стала господствующей религией в государстве персидских ильханов.
Таким образом, Ислам получил широкое распространение в государстве Хулагуидов.
Продолжение следует…